Задачи, поставленные президентом в послании, позволят протестировать дееспособность правительства в свете перераспределения властных полномочий.
Своим видением целей послания президента Казахстана Нурсултана Назарбаева поделился политолог, директор экспертно-проектного бюро общественно-политических процессов Уразгали Сельтеев.
Уразгали Сельтеев
— Послание президента Казахстана всегда является одним из центральных событий года, которое задает тон всем ключевым процессам. Каковы основные месседжи нынешнего документа?
— Безусловно, объявленная третья модернизация как нарицательный апгрейд плана нации «100 конкретных шагов» вкупе с другими стратегическими концептами должна придать импульс усилению качества в работе государственного аппарата, устранению упущений и пробелов.
В целом сохранена традиционная последовательность в продолжение ранее обозначенных реформ. Охвачены основные сектора социально-экономического блока. То есть в основном все довольно сдержанно и прагматично: без особых инновационных мер, но при этом усиление на текущих проектах.
Во-первых, послание пронизано призывом навести порядок во всех сферах и отраслях. Во-вторых, осовременить и адаптировать исходя из внутренних и внешних вызовов. В-третьих,
лейтмотив негодования связан с затянувшейся нерешенностью долговременных проблем, которые перетекают из года в год
Видимо, поэтому и просматриваются дубляжи из предыдущих посланий. То ли рецепты экспериментальные, то ли повара безответственные. А в условиях кризиса портить продукты – это непозволительная роскошь. Этим и объясняется задача кардинально повысить эффективность бюджетных расходов.
Что касается поручений, то из длинного списка заслуживают внимания наиболее практичные и приземленные меры. Это дерегулирование бизнеса, полный перевод оказания госуслуг в электронный формат, внедрение цифровой медицины, развитие онлайн-торговли, создание единой онлайн-платформы по всем вакансиям, разработка системы кибербезопасности и т. д.
— Многие задаются вопросом, почему впервые в истории ежегодный программный документ презентован в письменном виде.
— Можно предположить, что текст оказался вне стиля публичных выступлений президента. Очевидно, что это не тот язык изложения, для которого всегда характерны лаконичность, четкость акцентов и формулировок, доступность и направленность ключевых посылов и тезисов.
Общеизвестно, что подготовка ежегодного послания главы государства – это процесс, включающий глубокий анализ основных вопросов развития страны с четким определением перспектив и дальнейших мер. Над ним трудятся ключевые субъекты центрального государственного аппарата. Проект проходит стадии внутренних обсуждений. Отбираются наилучшие оптимальные рекомендации, в том числе от экспертно-аналитических структур, для перевода их в программный режим и порученческую оболочку.
Судя по экспертным оценкам и откликам, нынешнее послание недостаточно проработано структурно и содержательно.
Текст больше похож на одеяло, сшитое из множества лоскутков, причем с использованием старых материй
На этом фоне странно выглядят попытки некоторых экспертов «приклеить» к этому посланию руку нового старого идеолога. Весьма сомнительно и поспешно. Ведь Марат Тажин известен своим мощным аналитическим бэкграундом как системно мыслящий интеллектуал, выдающий исключительно выверенные и завершенные проекты. В данном же случае наблюдается сплошная эклектичная компиляция без лаконичной обработки и спичрайтерского креатива.
Создается впечатление, что это сбор неких перспектив и планов развития министерств и ведомств. На этом основании можно предположить, что проект послания целиком вышел из недр правительства. Учитывая, что многие поручения уже давались в ранних программах и находятся в процессе реализации, то это тоже видимо некая хитрость кабмина для облегчения отчетности о выполнении в будущем.
— Какую ценность и более принципиальное значение приобретает это послание?
— В условиях перераспределения полномочий и коррекции государственной системы, объявленной политической и экономической модернизации наряду с кризисными явлениями и внешними факторами этот программный документ будет иметь экзаменационный характер.
Одна из системных проблем развития – это часто дисбаланс между заявленными целями, объявленными программами и мониторингом, контролем их исполнения
Другими словами, часто госпрограммы остаются без должного анализа, что сделано, а что нет, и почему. Поэтому необходима домашняя работа над ошибками на едином системном уровне.
Вот буквально через год на основе этого послания и поставленных в нем поручений главой государства, по сути, можно будет протестировать дееспособность правительства и парламента в рамках их новых полномочий и уровней ответственности.
Посмотреть, улучшится ли качество работы государственных органов на фоне повышенной ответственности, воспользуются ли своими рычагами депутаты, сработает ли на практике система сдержек и противовесов.
Результативность послания во многом зависит от того, сможет ли кабмин трансформировать поручения в четкие пошаговые алгоритмы и усовершенствовать «исполнительское мастерство».
В этих условиях у депутатского корпуса есть возможность под карандаш взять на контроль каждое поручение, данное президентом, и что называется, «спрашивать» с правительства. Таким образом, именно в русле исполнения этого послания можно будет увидеть, как и насколько эффективно будут работать ветви власти в «тюнинговом» варианте.
Источник: Информационно-аналитический центр