16 февраля на первом заседании общественного совета ЕНПФ председателем совета избран известный политолог Досым Сатпаев.
В интервью sayasat.org эксперт рассказал о том, почему согласился на эту должность, а также обрисовал роль общественного совета при пенсионной компании.
— Досым Асылбекович, расскажите, почему вы согласились на этот пост? В чём ваш мотив?
— Самое интересное — на эту позицию я предлагал представителя из финансово-экономического сектора. Тем более в общественный совет входила солидная публика из числа именно авторитетных казахстанских экономистов и финансистов. Но большинство членов не поддержало эту идею, заявив, что общественный совет должен возглавлять человек, который не связан в принципе с финансовым сектором Казахстана и который был бы нейтрален. С этой точки зрения рассматривалось несколько кандидатур, которые, скажем так, выдвигались на обсуждение. Но так получилось, что мою кандидатуру, которую выдвинули другие участники совета, поддержало большинство.
Первой моей реакций была попытка всё-таки переубедить и ещё раз заявить о том, что скорее всего финансист либо экономист тут будет смотреться лучше. Но с другой стороны, правы и те, кто посчитал, что на первоначальном этапе на посту председателя этого совета должен быть человек, немного далекий от этого сегмента, и это будет более оптимальным вариантом. Это первое.
Второе, для меня всё-таки было более важным не то, в каком составе я буду там участвовать, то есть с какой позиции – членом совета или председателем. Для меня важно то, что есть попытка создать некий коллегиальный публичный орган в рамках ЕНПФ, то есть чтобы эта попытка не пошла в неверном направлении. Лично для меня это конечно довольно интересный вызов.
Я ещё ни разу не сталкивался в работе в таком формате, как и большинство членов совета.
В истории Казахстана это первый прецедент, потому что обычно ОС создавались при госструктурах
ЕНПФ – это квазигосударственный игрок финансово-экономического поля. Естественно, совет решили создать после последних коррупционных скандалов в этом фонде. Мне очень интересно разобраться в том, что из себя представляет ЕНПФ и что мы могли бы сделать все вместе, чтобы эту работу сделать более эффективной, более транспарентной, и самое главное – повысить доверие граждан к деятельности этого фонда.
Те наработки, которые мы сделаем в рамках ОС, будут являться хорошим кейсом именно с точки зрения, как попытаться выправить ситуацию при достижении определенного баланса, чтобы и фонд продолжал свою работу более эффективно, и общественность имела более высокое доверие к деятельности этой структуры.
Руководство ЕНПФ, «Бузгул Аурум» и «АлатауМунайАлтын» арестовано на два месяца
— Не боитесь ли вы, что являясь председателем ОС при ЕНПФ, ставите на кон свою репутацию, реноме?
— Надо исходить из того, что есть вещи, где нужно чем-то рисковать. Тем более если взять мою деятельность, я уже делал довольно много проектов, которые часто вызывали негативную реакцию. Потом многие стали понимать, даже критики, которые высказывались негативно, что это работает, и это неплохо. И потом,
надо понимать, что председатель ОС – это не председатель правления ЕНПФ. Это разные вещи
Предправления занимается менеджментом и финансовой деятельностью. Он отвечает за все существующие задачи, связанные с повышением доходности пенсионных накоплений и так далее. Председатель ОС – это фигура, которая избирается на один год. Идёт постоянная ротация, при этом председатель ОС может быть переизбран, то есть необязательно отсиживать свой срок до конца.
Председатель является больше модератором в рамках общественного совета. Его задача – наладить организационную работу ОС. Сделать так, чтобы ОС стал не непонятным аппендиксом в деятельности ЕНПФ, созданым для красоты, а чтобы ОС действительно внёс свой вклад в повышение качества работы этого фонда. Поэтому ещё раз подчеркну, председатель ОС – это больше модератор. То есть человек, который выстраивает внутри работу ОС, куда входит большое количество очень умных и талантливых людей. В принципе, главная ключевая фигура здесь – это сам общественный совет.
— Какие будут полномочия у ОС, или это будет больше консультативный орган?
— Согласно закону от 2015 года, статус у ОС консультативно-совещательный. Это делается, чтобы ЕНПФ смог получить доступ к общественному мнению, к тем предложениям и рекомендациям, которые там будут выдвигаться. На первом заседании было принято несколько важных решений.
Акишев не комментирует обыски в ЕНПФ, проводимые силовиками
Во-первых, если в первоначальном варианте предлагалось собирать ОС только один раз в три месяца, то теперь он будет собираться раз в месяц. При этом в течение этого месяца возможны встречи рабочего порядка по тем или иным оперативным вещам. Во-вторых, от ОС будут создаваться рабочие группы, работающие по отдельным направлениям. Туда будут входить члены совета. Естественно, они могут привлекать туда других участников. Эти рабочие группы будут создаваться для того, чтобы не на словах, а на деле оформлять конкретные рекомендации, которые и будут контролировать.
Надо учитывать важный момент – ЕНПФ не является абсолютно самостоятельным игроком
Его обложили большим количеством разных законодательных ограничений. Надо также исходить из того, что одним из главных кураторов этого фонда является Нацбанк. То есть получается, что «смотрящих» за этим фондом не так уж и мало. Поэтому у него есть ограниченные функции и возможности.
Я бы хотел еще раз отметить, что, во-первых, не следует переоценивать саму инициативу, потому что ранее не было такого прецедента
Сейчас придираются и пытаются понять, что надо сделать. Во-вторых, нужно исходить из того, что ожидать быстрых результатов тоже не нельзя, потому что сам ЕНПФ увяз в большом количестве разных законодательных положений. И если где-то надо будет вносить изменения, то это опять потребует определенного времени.