Сложившаяся модель управления Казахстаном была хороша для противодействия прежним кризисам, но со временем утратила гибкость.
Такое мнение выразил Сергей Рекеда, генеральный директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ.
Эксперт называет Казахстан «суперпрезидентской республикой». Именно глава государства вносит в парламент кандидатуры премьеров, назначает и смещает министров, утверждает госпрограммы. По словам Рекеды, администрация президента РК фактически контролирует центральные госорганы как экономического, так и идеологического профиля.
«Правительство слагает полномочия перед президентом и именно глава государства фактически направляет работу силовых ведомств и МИДа. В рамках работы социально-экономического блока у кабмина есть более широкое пространство для самостоятельного маневра, но эта самостоятельность также носит довольно относительный характер, —
цитирует Рекеду ia-centr.ru. —
Можно сказать, что
все основные рычаги управления страной концентрируются в руках президента – в этом сильная стороны системы и в этом ее потенциальная слабость
Нурсултан Назарбаев выстроил модель управления, которая сработала в самые сложные периоды современной истории РК, позволила устоять в условиях масштабного кризиса 2008-2009 гг. Во многом именно режим ручного управления позволил принимать быстрые и адекватные решения. Но эта модель Назарбаева – его персональная система, выстроенная под громадный авторитет и личные политические качества Елбасы. Сложно представить, что ее можно передать в неизменном виде следующему руководителю.
Кроме того, меняется внешняя среда, появляются новые вызовы для системы. В каком-то отношении она становится не столь гибкой, эффективной, какие-то механизмы явно нуждались в совершенствовании. Поэтому 10 лет назад был запущен первый этап политической реформы, но далеко не все намеченное удалось к настоящему моменту реализовать».
По мнению эксперта, специальное обращение к народу президент сделал неспроста: обновление политической системы в нынешних условиях — задача огромной важности для всей страны.
Как далее отметил Рекеда, предусматриваемое конституционной реформой расширение полномочий парламента — одно из «слабейших звеньев» реформы.
«Формально – парламент получил определенные полномочия по контролю за работой правительства, министров. Формально – победившая на выборах партия участвует в обсуждении кандидатуры нового премьер-министра. Но очевидно, что эта
роль парламентариев очень условна и в большей степени декоративна, —
подчеркивает эксперт. —
Если же парламент получит реальную власть в отношении назначения и отставки министров, определения кандидатуры премьер-министра, то тогда встанет другой вопрос – насколько профессионален состав мажилиса, насколько велика зрелость и дееспособность основных политических партий в стране, нужно ли сохранять нынешнюю модель выборов?»
При этом Рекеда считает, что реальные возможности политических партий находятся под вопросом по всему СНГ.