«Казинвестбанк» вместе с его обязательствами не только не хотят покупать — похоже, Нацбанк даже не ищет покупателя, пишет abctv.kz.
Вопрос с «вытаскиванием» из лишенного лицензии «Казинвестбанка» пенсионных накоплений, депонированных в нем Единым накопительным пенсионным фондом, все никак не сдвинется с мертвой точки. И надежд, что это произойдет в обозримом будущем, все меньше.
По отечественным законам, после отзыва лицензии банк второго уровня переходит под управление назначаемой регулятором временной администрации. Этот орган должен за 10 дней решить, искать ли банк, готовый купить лопнувшую финорганизацию с ее активами и обязательствами. Затем 10 дней отводится Нацбанку — решить, стоит ли продавать лопнувший банк или лучше подать в суд для его ликвидации.
Если решения временной администрации и Нацбанка положительны, а также если найден банк-покупатель, то клиенты лопнувшего банка могут предъявлять требования к банку-покупателю. Только вот такой радужный сценарий… ни разу не наблюдали в Казахстане.
«В Казахстане еще не было прецедентов принятия обязательств банка, лишенного лицензии, другим банком», —
цитирует abctv.kz начальника управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций Нацбанка Александра Терентьева.
Найден ли банк-покупатель и объявлен ли вообще конкурс по его выбору, в Нацбанке не говорят. Похоже, что «Казинвестбанк» будут ликвидировать в судебном порядке, хотя о подаче соответствующего иска Нацбанком пока также не упоминалось. К слову, суд может продолжаться до двух месяцев. Далее, если судебное решение по ликвидации будет положительным, начнется процесс непосредственной ликвидации, который может растянуться на годы. К примеру, «Наурыз Банк» ликвидируют с 2005 года, «Валют-Транзит Банк» — с 2007.
После ликвидации банка его долги перед физическими лицами выплачиваются Казахстанским фондом гарантирования депозитов. Однако фонд вряд ли выплатит гарантии на сумму свыше 770 млн тенге, тогда как розничный портфель «Казинвестбанка» составляет почти 11 млрд тенге. Свыше 90% этой суммы депонировано 52 крупными вкладчиками. Судьбу обязательств на остаток сверх гарантируемой суммы решит государственная ликвидационная комиссия.
На начало 2017 года в «Казинвестбанке» хранилось 2,98 млрд тенге из ЕНПФ на срок до 21 октября 2019 года. Пенсионные накопления были размещены в банке по госпрограмме финансирования малого и среднего предпринимательства. На 1 октября 2016 года 99,9% суммы «пенсионного вклада» были освоены. 0,1% банк вернул государству.
По словам замдиректора департамента монетарных операций Нацбанка РК Нуржана Турсунханова, указанные заемщики из сектора МСБ установлены. В случае покупки «Казинвестбанка» другим банком заемщики будут производить выплаты по кредитам в банк-покупатель.
На 1 января 2017 года 29,25% пенсионных накоплений казахстанцев различным образом вложены в банки страны. 402 млрд тенге пенсионных накоплений депонированы. 1,5 трлн тенге вложены в ценные бумаги, большую часть из которых составляют долгосрочные облигации, меньшую — акции банков второго уровня. При этом зампред правления Нацбанка Дина Галиева отмечала, что система внутреннего контроля ЕНПФ должна быть укреплена.
«Всем известно, какая ситуация сложилась с инвестированием собственных средств ЕНПФ. Предупреждая вопрос о том, почему вызвавшая общественный резонанс сделка [по покупке облигаций ТОО «Бузгул Аурум»] не была рассмотрена советом директоров, отвечаю: по объему она не превышала 25% от собственных активов фонда», —
отметила Галиева.
В 2014 году, когда пенсионные накопления из частных фондов были аккумулированы в ЕНПФ, Нацбанк списал «мусорные бумаги» почти на 100 млрд тенге. Такие бумаги выпускаются низкорейтинговыми компаниями и шансы на исполнение обязательств по ним минимальны. Ответственности за «вылетевшие в трубу» 100 млрд тенге никто не понес. На этом фоне несколько радует лишь то, что по официальным данным, «пенсионный» депозит в «Казинвестбанке» составил лишь 1/200 часть инвестированных средств ЕНПФ.