18+
Нур-Султан
Сейчас
31
Завтра
27
USD
383.43
+0.14
EUR
432.47
+1.04
RUB
6.12
+0.04

Власть Казахстана подчинила себе общественное сознание — эксперт

Казахстанское государство — фактический монополист в области идеологии, считает известный политолог.

При этом с ростом государственного влияния в области общественного сознания интеллектуальная активность гражданского общества убывает.

«Одной из самых важных характеристик в мире является интеллектуальное превосходство, причем важно не только знание само по себе, но и форма, в которой оно излагается, и способ, каким оно используется для принятия решений. Соответственно,

для любого государства крайне важно иметь как функцию производство интеллектуальной продукции — тех же смыслов

Что такое смыслы в этой интерпретации — это новое или изложенное в новой форме знание об окружающем мире и месте субъекта, производящего знание», —

так начиналось выступление политолога Марата Шибутова на площадке аналитической группы КИПР в декабре 2016 года. Ниже мы приводим выступление целиком (источник — regnum.ru).

Как организована госфабрика идей

шибутов

М. Шибутов. Источник — erkindik.kz

Как производятся для казахстанского государства смыслы и какое место они занимают в общем количестве смыслов, производимых страной? Надо сказать, что одним из главных факторов легитимности действующей власти в Казахстане как раз и является ее интеллектуальное превосходство над оппонентами.

Начнем с самого простого — что непосредственно производит интеллектуальное государство. Смыслы, которые производит государство напрямую в своих документах:

  • конституционные ценности — в основном то, что прописано в разделе № 1 «Общие положения» и разделе № 2 «Человек и гражданин».
  • определения и установки конституционных законов, которые являются основополагающими для страны, например, закон «О выборах».
  • долгосрочные планы и программы — например, Стратегия-2050 и Стратегический план развития страны до 2025 года, а также государственные и правительственные программы. В них отражается то, какой страну хотят сделать и какие меры для этого принимаются.
  • ежегодные послания и ситуационные поправки — в них президент, а на деле весь государственный аппарат, формулирует свое видение ситуации в стране и мире, а также реакцию на эти вызовы.
  • государственный социальный заказ и государственный информационный заказ, в рамках которых СМИ и НПО также создают интеллектуальную продукцию по темам, утвержденным заказчиком. При этом сейчас объем государственного информационного заказа больше рекламного рынка страны.
  • фундаментальные и прикладные научные исследования, выполненные государственными организациями, касающиеся самых разных тем.

Но помимо документов, в которых государство излагает свои взгляды напрямую, есть еще и косвенные, где эти взгляды «замаскированы». Смыслы, которые производит государство косвенно, через заказы сторонним структурам, но давая на это бюджетные деньги:

  • содержание типовых учебных планов, начиная с детского сада и заканчивая высшими учебными заведениями.
  • содержание учебных пособий школ, колледжей и высших учебных заведений.
  • произведения культуры: кинофильмы, телефильмы, картины, скульптуры, произведения современного искусства, литературные, музыкальные и балетные произведения, созданные при государственной поддержке.
  • отдельные предметы материальной культуры — архитектурные ансамбли, сувениры, школьная форма и т. д.

Кто производит идеи для государства

Надо отметить, что государство использует не только свои резервы — госслужащих и подведомственные научные организации, но и посторонние источники. Интеллектуальная подпитка государства осуществляется следующими организациями (как на основе заказа, так и просто на консультационной основе):

  • частные казахстанские и иностранные think tanks.
  • международные организации, помогающие развитию — это и инвестиционные банки, и такие организации, как, например, ООН и ОБСЕ.
  • политические партии, как через своих членов, так и через проводимые ими мероприятия (конференции, круглые столы и т. д.).
  • общественные советы разных уровней — как центральных, так и местных исполнительных органов.
  • неправительственные организации разной направленности.

Результаты их работы — не только аналитические записки, справки, обзоры, но и концепции законопроектов, других нормативных актов, социологические обзоры, различные рекомендации и т. д. и т. п. Все это собирается, аккумулируется и с определенным КПД (правда, зависящим от случайностей) воплощается в дело. Обратно оно выходит в виде различных государственных документов.

И этих документов достаточно много — они есть практически на все случаи жизни. Самые простые примеры покрытия государством интеллектуального пространства идеологемами под свои нужды:

  • начало индустриализации и инновационное развитие — «Общество всеобщего труда».
  • поддержка гражданского национализма — «Доктрина национального единства».
  • преемственность истории страны — «Қазақстан — Ұлы Дала Елі» /(Казахстан-страна Великой Степи), «Мәңгілік Ел» (Вечное государство).
  • видение будущего для страны — «Стратегия-2050».
  • развитие инфраструктуры и транзита — «Нұрлы жол».
  • запрос на демократизацию и реформы — «100 шагов».

Как государство стало идеологическим монополистом

Почему же государство смогло так расширить свое влияние? Почему у него господство на поле смыслов и идей? На мой взгляд, причины следующие:

  • государство и его служащие считают, что идеи и смыслы являются одними из показателей деятельности. Каждый новый министр или аким хотят новых идей для реализации, чем задают на них спрос;
  • государство платит за их производство, и платит хорошие деньги;
  • государство слушает всех, просит новые идеи и собирает их. Не обходится даже без идей противников действующего политического режима — их идеи тоже обсуждаются и идут в дело.

В государстве сложилась уже целая машина по производству смыслов, взаимодействие которой отработано. Единственной проблемой в данной машине по производству смыслов является нежелание прислушиваться к ее выводам — все остальное она сможет преодолеть и успешно предложить вариант решения практически любой проблемы. Но надо учесть, что ее заказчик — государство. А вот как у нас обстоят дела с обществом?

книжный магазин

В книжном магазине. Источник — meloman.kz

Кто пишет в казахской Википедии

Теперь поговорим о том, насколько наше общество отличается в производстве смыслов. Возьмем два простых параметра — Википедия и СМИ. Именно они показывают интеллектуальный потенциал общества и его возможность соревноваться с государством.

Берем для чистоты эксперимента Википедию на казахском языке. Смотрим, сколько там было написано статей:

  • с 2002 по 2007 год — 1000 статей (по 200 статей в год).
  • с 2007 по 2011 — 7000 статей (примерно по 1750 статей в год).
  • с 2011 по ноябрь 2012 — 192 000 статей (по 96 000 статей в год).
  • с 2013 года по нынешнее время — 17 488 статей (по 4372 статьи в год).

Получается, мало кто писал до 2011 года. Потом наступил расцвет, который снова сменился упадком. Что это было? Невиданный прорыв креативности и желания увеличить количество контента или что-то другое?

В реальности, просто государство дало в 2011 году деньги и технику, попросило ТОО «Казахская энциклопедия» отдать свой архив (минимум 50 000 готовых академических статей) общественному фонду «Викибилим». Тот нанял людей, привлек волонтеров, а те за 2 года перенесли архив в Википедию на казахском языке, плюс сами написали большое количество статей. В итоге у Казахстана теперь 36 место среди всех Википедий и 217 488 тысяч статей, из которых 90% статей запостили, потому что государство в лице Карима Масимова так захотело. Если бы не было этой поддержки государства, количество статей вряд ли было бы больше 15-20 тысяч. Вот такое одно из измерений креативности.

Общество не становится умнее

Теперь смотрим второй параметр — как общество в виде СМИ может находить информационные поводы, а значит анализировать мир, в котором оно живет, и само себя. Берем один из популярных порталов страны Информбюро за 12 декабря:

Всего 49 новостей за день:

  • спортивные — 3,
  • от гражданского общества — 3,
  • международные — 3,
  • от иностранных государств — 2,
  • от корпоративного сектора — 2,
  • от государства и его спикеров — 36 (73,4%).

Отдельно, правда, идут мнения, интервью и истории. Таким образом, основной поставщик новостей — государство. Именно в этом проблема государственного информационного заказа — не то, что государство дает деньги, а то, что государство заставляет СМИ смотреть на реальность своими глазами, и те забывают, что такое самостоятельный поиск информации. Носорог плохо видит, но при его весе это не его проблемы.

Таким образом, получается, что наряду с государством, которое постоянно училось и наращивало интеллектуальный потенциал, наше общество такими же темпами данный интеллектуальный потенциал теряло.

Почему общество мало размышляет

Кто бы мог генерировать мысли, и почему они этого не делают — вот какой вопрос стоит задать казахстанскому обществу. На мой взгляд, тут есть следующие ответы:

  1. Интеллектуально слабо работают политические партии, кроме «Нур Отан».
  2. Малые вложения со стороны бизнеса — бизнесмены слабо вкладываются в познание рынка, на котором работают, и еще меньше делают эти знания публичными.
  3. Отсутствие окупаемой и прибыльной книжной индустрии — нет запроса на литературу.
  4. Мало денег на исследования от международных и отечественных доноров НПО, так как большее предпочтение отдается различным мероприятиям, семинарам и школам.

С одной стороны, то, что казахстанское государство смогло на нормальном уровне развить и поддержать машину по производству смыслов, говорит о его жизнеспособности и конкурентоспособности на внешнем поле игры. Но с другой стороны, если учесть, что в тот же период времени казахстанское общество постоянно интеллектуально слабело, это не оставляет шансов для конкуренции с государством на внутреннем поле игры. То есть внутри страны все будет зависеть от того, что и как придумает государство — хорошо это или плохо, надо тоже думать.