Нур-Султан
Сейчас
5
Завтра
4
USD
425
+1.44
EUR
498
+0.42
RUB
5.56
-0.01

Расширение полномочий парламента обсудили в Акорде

707

в компетенции президента будут оставаться основные вопросы обороноспособности, внешней политики, государственного управления, защиты Конституции

и обеспечения эффективной работы между ветвями государственной власти, —

пояснил Нурсултан Назарбаев.

Кадровые перестановки в правительстве будет решать парламент

Глава государства обратил внимание на снижение количества полномочий, отнесенных изначально сугубо к компетенции президента.

«К примеру, полномочия в части утверждения программ, вопросы кадровых изменений в правительстве, создания новых органов управления могут быть переданы в компетенцию правительства и парламента», —

отметил президент.

Также Назарбаев подчеркнул необходимость действенного усиления роли парламента в системе государственного управления.

«В наших условиях правительство формируется победившей партией или фракциями. Таким образом, должна быть пересмотрена роль парламента в отношении правительства по многим вопросам», —

подчеркнул глава государства.

Три направления

Назарбаев отдельно остановился на вопросах ответственности государственных органов за проводимые реформы и их успешную реализацию.

Руководитель рабочей группы, глава администрации президента Адильбек Джаксыбеков доложил главе государства о выработанных предложениях по перераспределению полномочий.

«В соответствии с поставленной задачей сформулированы предложения по трем направлениям, —

сказал Джаксыбеков. —

Первое. Это предложения по перераспределению законодательно установленных полномочий главы государства, которые не требуют внесения изменений в Конституцию. В этой части обобщены предложения государственных органов. В целом, предложения касаются полномочий, которыми регулируются вопросы социально-экономической сферы. Это вопросы управления экономикой, финансами, государственным имуществом, полномочия, связанные с решением отдельных вопросов административно-территориального устройства.

Второе. Верховным судом и генеральной прокуратурой представлены предложения по дальнейшему совершенствованию деятельности судебной и правоохранительной систем, которые также не требуют внесения изменений в Конституцию. Это предложения, касающиеся усиления судебного контроля, дальнейшего сокращения участия прокуроров в гражданском и административном процессе. Всего в судебно-правовой сфере представлено 13 предложений, не требующих конституционных изменений.

Третье. Рабочей группой отдельно рассмотрены порядка 40 предложений, предполагающих коррекцию норм Конституции. Активность в этом вопросе проявили представители депутатского корпуса и научно-экспертного сообщества. Внесенные предложения предусматривают расширение полномочий парламента и его палат, в том числе при формировании правительства.

Также предложено усилить подотчетность правительства перед парламентом и его палатами.

Кроме того, поступили предложения по усилению самостоятельности и ответственности правительства. Часть предложений, направленных на модернизацию судебно-правовой сферы также связана с изменением Конституции. В частности, речь идет о возможном уточнении статуса и функций верховного суда и определении требований, предъявляемых к судьям. Было предложено скорректировать нормы, определяющие статус и полномочия органов прокуратуры. Внесены предложения о совершенствовании механизма конституционного контроля.

Таким образом, на ваше рассмотрение вносятся базовые подходы, предполагающие перераспределение законодательных установленных полномочий без изменения Конституции.

Также выработаны и вносятся на ваше рассмотрение подходы по возможному изменению норм Конституции, направленные прежде всего на расширение полномочий парламента, а также усиление самостоятельности и ответственности правительства».

Реакция экспертов

Член рабочей группы, профессор Академии государственного управления Зинаида Федотова отметила конструктивный характер представленных поправок.

«Мы передаем в основном организационно-исполнительные функции, которыми должно обладать правительство. Это теперь и ответственность правительства. В части деятельности парламента мы видим, что мажилис в основном наделяется полномочиями по согласованию», —

сказала Федотова.

Членом рабочей группы, министром юстиции РК Маратом Бекетаевым был представлен проведенный правительством анализ по определению норм, закрепляющих полномочия президента.

«Были проанализированы 11 конституционных законов, 20 кодексов и 298 законов. Нормы, которые устанавливают полномочия президента, содержатся в 11 кодексах и 80 законах. Правительством совместно с рабочей группой выработаны 32 предложения по перераспределению полномочий главы государства. Данные предложения предполагают внесение изменений в законы, не требуя изменений Конституции», —

подчеркнул министр.

Председатель республиканского общественного объединения «Казахстанский союз юристов» Рахмет Мукашев отметил, что во всех филиалах идет обсуждение на основе проведенного анализа.

«Юридическая общественность поддерживает проводимые реформы, отмечая их актуальность и своевременность», —

сказал Мукашев.

На заседании также выступили другие члены рабочей группы.

Заседание Рабочей группы по вопросам перераспределения властных полномочий

Заседание Рабочей группы по вопросам перераспределения властных полномочий. Источник — пресс-служба Акорды

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter