В частности, среднестатистический казах испытывает финансовые проблемы, но жизнью удовлетворен.
Казахстанский Институт мировой экономики и политики провел масштабный соцопрос с целью установить психологический облик типичного представителя казахского народа по состоянию на начало 2017 года. В исследовании приняли участие 1500 этнических казахов из всех регионов страны, включая Астану и Алматы, а также жители городов и сел.
«Ухудшение экономической ситуации напрямую отразилось на экономическом положении казахов. Снизились финансовые возможности населения, усилилась острота целого ряда проблем, таких как дороговизна продуктов питания, преступность, безработица. Тем не менее общий уровень удовлетворенности жизнью остается достаточно высоким», —
цитирует camonitor.kz Айман Жусупову, одного из авторов исследования.
93,4% опрошенных отметили, что удовлетворены уровнем благосостояния. Свыше 50% респондентов назвали свое материальное положение «средним», 35,5% — «хорошим» и «очень хорошим», 3,3% — «плохим» и «очень плохим».
Вместе с тем, 50% участников исследования заявили, что их доходов хватает только на еду и одежду
Доходы 22,6% опрошенных полностью уходят на еду, а 3,6% и ее не всегда могут купить. Тех, кому доходы позволяют покупать товары длительного пользования (бытовую технику, электронику и т. п.) оказалось 21,7%, богатых же, имеющих возможность столь же легко приобретать недвижимость, всего 1,6%.
В разрезе «город-деревня» большинство нуждающихся — сельчане, в возрастном разрезе — пенсионеры, в гендерном — женщины.
«Группа тех, кого мы условно относим к среднему классу, серьезно сократилась с 2015 года (-5,3%). Возросла численность казахов, которые испытывают проблемы в связи с уровнем своего материального положения (+6,1%)», —
констатирует Жусупова.
52,1% респондентов все же верят, что рано или поздно их материальное проблемы разрешатся, 16,5% — не верят, около 30% — сомневаются.
«С 2015 года произошли серьезные изменения в списке наиболее важных проблем, волнующих наших соотечественников. Почти в три раза возросла острота проблемы преступности (22,5% в 2016 году против 8,4% в 2015). Причем она беспокоит всех казахов, независимо от их уровня жизни, —
отмечает представитель института. —
Значительно повысилась и актуальность таких проблем, как дороговизна продуктов питания (+7,3%) и безработица (+9,6%). Особенно остро они (наряду с жилищной проблемой) стоят перед сельскими казахами, а также пенсионерами и молодежью».
По степени озабоченности опрошенных имеющимися проблемами на первом месте стоит подорожание продуктов питания, его отметили 64,9% респондентов. Далее идут:
Что любопытно, 82,1% участников опроса заявили, что своей жизнью в целом они удовлетворены
60,2% респондентов отметили, что за последние 3-5 лет они стали жить лучше, 28% — уровень жизни не изменился, 6,5% заявили, что за последние годы их жизненный уровень упал.
Как показал опрос, относительно значения традиций в современной жизни мнения казахов расходятся. Так, 25% респондентов считают, что родовое деление положительно влияет на этническую консолидацию казахов, 17,2% имеют обратную точку зрения, 34,9% отрицают это влияние.
22,6% казахов заявили, что их родовая принадлежность как минимум однажды оказывалась им полезна
«В целом можно утверждать, что значимость традиционных казахских институтов на сегодняшний день не является такой уж высокой. Да, 90,1% респондентов знают, к какому роду они относятся, но при этом об известных людях, являющихся их сородичами, информированы лишь 36,4%. О том, представители каких родов исторически проживали в местности, где они родились, хорошо осведомлены 49,3% казахов, поверхностно – 43,8%. Своих предков до седьмого колена смогли назвать 59,6% опрошенных», —
приводит данные Жусупова.
36,9% участников анализа интересуются своей родовой принадлежностью в связи с увлечением историей народа. Для 46,1% родовая принадлежность интересна как элемент истории их семей. 11,4% безразличны к данному вопросу, а 5,5% считают, что знания о своем роде помогут им в практической жизни.
При этом сельчане склонны считать, что родовое деление разобщает казахов в большей степени, чем горожане. 75,8% считают, что гражданство важнее национальной и родовой принадлежности. Для 18% в приоритете национальность, для 3,4% — род.
48,1% респондентов живут в нуклеарной семье, куда входят только супруг (супруга) и дети. 32,9% казахов проживают в большой семье — с родителями, дедушками и бабушками, 6% живут одни. 62,5% опрошенных живут в зарегистрированном браке, 2,1% — с сожителями (сожительницами).
«Можно предположить, что сегодня традиционные ценности получили широкое распространение среди тех казахов, для которых важна поддержка родственников с точки зрения решения личных проблем – материальных, карьерных и т. д., а также проживания в формате большой и многопоколенной семьи, исходя из экономической целесообразности», —
комментирует исследователь.
12% опрошенных отметили рост своей религиозности, причем из тех, кто стали более набожными, преобладают горожане. 3,3% стали верующими, будучи ранее атеистами.
«Большая часть опрошенных (53,6%), констатируя повышение роли религии в современном казахском обществе, полагает, что обращение к ней – это вынужденная мера, вызванная сложной социально-экономической ситуацией. 27,5% считают, что причинами являются мотивы иного рода – поиск себя, духовный рост, необходимость моральных и нравственных ориентиров. 18,9% объясняют такую тенденцию религиозной безграмотностью населения, которое вследствие этого попадает под влияние заинтересованных лиц, а также модой на религию, —
делится Жусупова. —
Среди казахов нет единого мнения и по поводу того, является ли рост религиозности населения позитивным или негативным фактором с точки зрения развития страны. Позитивным его считают 61,2%. Причем 36,5% из них отмечают, что это «скорее позитивный» фактор, то есть не так однозначны в своем убеждении.
27,4%, напротив, считают, что рост религиозности негативно скажется на развитии государства
Каждый четвертый (24,6%) затруднился ответить на этот вопрос».
Стоит отметить, что лишь малая часть опрошенных верующих придерживается всех канонов ислама. Ежедневно мечеть посещают 1,1 респондентов, 4,3% совершают пятикратный намаз каждый день, 15,6% соблюдают оразу.
87,5% участников исследования вообще не молятся. 57,3% ходят в мечеть только по особым случаям, 25% не посещают мечети, 65,5% не соблюдают оразу. А вот Курбан-байрам, похоже, стал национальным праздником — его отмечают 93,3% респондентов.
Разделились мнения и по поводу ношения хиджаба в общественных местах. 57,1% заявляют, что они против этого, 21,4% положительно относятся к хиджабу в публичных местах. Причем среди молодых респондентов (18-24 лет) поддерживающих ношение хиджаба значительно больше, чем среди опрошенных более старшего возраста. Респонденты старше 45 лет показали наибольшую частоту негативного восприятия хиджаба.
«Также респондентам был задан «провокационный» вопрос: как бы они отреагировали, если бы хиджаб стали носить их близкие родственницы. Получены следующие результаты: 59,3% казахов выступили бы «против», 20,3% – «за», затруднились ответить – 19,7% казахов. То есть отношение в целом было бы негативным», —
рассказывает Жусупова.
Лишь 9,2% опрошенных знают, что традиционный для казахов ханафитский мазхаб отличается от салафизма. 72,7% о такой разнице не знают,
18,1% осведомлены, но плохо. Причем наименьшую осведомленность показывает молодежь.
«В целом казахскую молодежь отличает поверхностное знание об основных религиозных понятиях, но она одновременно выступает за более существенную роль религии в повседневной жизни», —
подчеркивает Жусупова.