На состоявшейся в Нацбанке пресс-конференции представители финансового регулятора сообщили о возможном укреплении курса нацвалюты.
По словам Виталия Тутушкина, главы департамента исследований и статистики, по итогам 2016 года Нацбанку не удалось уложиться в инфляционный коридор между 6% и 8%. Год завершился с инфляцией в 8,5%. Финансовый регулятор ставит амбициозную цель — к 2020 году снизить инфляцию до 4%.
На вопрос журналистов о том, почему мировые цены на нефть растут, а тенге не укрепляется, Тутушкин привел довод о прекращении Нацбанком соответствующих вливаний. При этом он отметил, что таково поведение участников финансового рынка, а не политика Национального банка.
Среди достижений финансового регулятора за минувший года названо снижение базовой ставки с 17% до 12%, что повлекло снижение процентной ставки в банках. Также отмечается, что Нацбанку удалось снизить уровень инфляции, долларизации, стабилизировать ситуацию на валютном рынке и усовершенствовать коммуникационную политику.
В рамках последней, например, среди населения проводились опросы по ожиданиям инфляции и изменению цен. Финансовый регулятор отрапортовал о снижении инфляционных ожиданий с почти 14% в октябре до 7,6% в декабре 2016 года, что коррелирует с показателями фактической инфляции.
Рассказали в Нацбанке и о том, как составляются финансовые прогнозы. В системе среднесрочного прогнозирования учитываются инфляция на продовольственные товары и непродовольственные услуги, а также такие показатели ВВП, как внутреннее потребление, расходы на потребление органов государственного управления и чистый экспорт товаров и услуг. Кроме того, при составлении прогнозов принимается во внимание блок денежно-кредитной политики — режим плавающего обменного курса и монетарное правило.
Прогнозы Национального банка охватывают ближайшие полтора года. Краткосрочный прогноз распространяется на первый, второй и третий кварталы 2017 года, среднесрочный — на четвертый квартал 2017 года и первые три квартала 2018 года. На основании этих данных и выносится решение по базовой ставке. Вместе с тем движения базовой ставки свыше одного шага в 2017 году не будет.
— Курс тенге отражает реальную экономику. Совокупность трех экономик — российской, китайской и западной — учитывается при оценке влияния внешних рынков на экономику Казахстана, — отметил Виталий Тутушкин.
Он подчеркнул, что в целом фон для Казахстана благоприятный и условий для больших колебаний тенге нет, потому обменный курс нацвалюты останется стабильным.
— Возможен тренд на укрепление тенге. Признаков для его ослабления нет, — резюмировал представитель Нацбанка, отметив, что в финансовом регуляторе продолжают ждать того, как себя проявит новый президент США Дональд Трамп.