«Фамилии арестованных мы не знаем. Арестовали их еще до Нового года» — так Александр Терентьев, директор Департамента по защите прав потребителей финансовых услуг Нацбанка РК подтвердил сообщение нашего портала о задержании руководства ЕНПФ.
Терентьев подтвердил, что арестованы два человека — руководитель и один из заместителей.
Причина задержания — уголовное дело по факту хищения 5 млрд тенге пенсионных средств. Следствие еще идет, о виновных говорить пока преждевременно. Тем не менее, сам факт задержания прямо указывает — предусматривается тяжелое нарушение закона.
Интересно, что именно в день ареста руководства ЕНПФ наша редакция, которая первой сообщила о хищении 5 млрд из ЕНПФ, получила досудебную претензию по поводу этой статьи. Ее предъявители — ТОО «Бузгул Аурум», получившие те самые 5 млрд от ЕНПФ. Авторы претензии требовали срочно, в течение двух дней опровергнуть информацию о хищении. Вероятно, они надеялись, что это может сыграть какую-то роль в расследовании и даже отсрочить задержание. Увы, не помогло — опровержение не опубликовано, редакция готовится к судебному процессу, а руководители ЕНПФ были арестованы в тот же день, 28 января.
Интересно, что Национальный банк несколько раз менял свое отношение к нашим сообщениям об уголовном деле и арестах.
Поначалу Данияр Акишев, председатель Нацбанка, официально категорически отрицал даже сам факт сделки с ценными бумагами ТОО “Бузгул Аурум”, заявляя, что таких ценных бумаг в портфеле ЕНПФ вообще нет. Говорил и о том, что ничего не знает о проверке. Звучали и странные заявления вроде того, что ЕНПФ пенсионными деньгами не управляет (что довольно-таки странно, однако дальнейших пояснений от регулятора по данному тезису так и не последовало).
Затем позиция Нацбанка изменилась. Регулятор заявил, что это скандальное уголовное дело было возбуждено именно на основании его письма! «Нам эта сделка (по покупке облигаций со стороны ЕНПФ — прим.) показалась сомнительной, поэтому Нацбанк обратился 25 ноября 2016 года с письмом в правоохранительные органы«.
Еще более бледной данная попытка выглядит на фоне информации от источника, близкого к ЕНПФ, что на самом деле Нацбанк ни с каким заявлением не обращался, а уголовное дело было возбуждено немного раньше, а именно не 25-го, а 22-го ноября 2016 года. То есть
Нацбанк обратился с заявлением (если вообще обращался) только после того, как факт нарушений был выявлен правоохранительными органами самостоятельно
и регулятор был поставлен перед свершившимся фактом. Возможно, просто сыграл свою роль инстинкт самосохранения.
Относительно даты возбуждения уголовного дела редакция направила запрос в органы прокуратуры РК.
И ведь этот арест только начало. Сможет ли руководство Нацбанка остаться в стороне? Ведь доверительный управляющий ЕНПФ — именно Нацбанк. И возможно, в рамках расследования прозвучат новые громкие имена.