Международные финорганизации и Госдеп США недовольны, что у бизнеса в Центральной Азии слишком мало «пространства для маневра».
По прогнозам Всемирного банка и Международного валютного фонда, в 2017 году экономический рост в Европе и Центральной Азии составит 2,4%. В частности, экономике России прогнозируют рост в 1,5%, экономике Казахстана — в 2,2%. Основания для таких прогнозов — рост цен на сырье и нормализация геополитической обстановки, передает caa-network.org.
Однако не исключено, что подорожание сырья в 2017 году замедлится или остановится. Это может снизить реальный рост экономик востока Европы и Центральной Азии. Также нельзя сбрасывать со счетов фактор замедления роста капиталовложений в эту часть планеты со стороны западного бизнеса.
В 2011 году рост инвестиций в Европу и Центральную Азию составлял 10,2%, в 2015 году инвестиции выросли всего на 0,4%. В 2017 году существенного повышения этого показателя ждать не приходится. Виной тому — неопределенность тенденций в экономической политике стран региона, а также проблемы с ликвидностью местных банков. К слову, за 2010-2015 годы в Европу и Центральную Азию поступило всего 5% от общего объема международных инвестиций.
Тем временем регион испытывает острую нужду в иностранном капитале. Страны региона импортируют многие ходовые товары. Снижение экспорта в связи с замедлением производства от недостатка внешних вливаний капитала приводит к тому, что торговый баланс стран Восточной Европы и Центральной Азии углубляется «в минус».
Улучшить положение во внешней торговле регион пытается путем совершенствования инфраструктуры. Однако на масштабные преобразования транспортной системы и коммуникаций требуются все те же инвестиции. Особую остроту вопрос модернизации инфраструктуры приобретает в отрезанной от морей Центральной Азии.
В целом Европа и Центральная Азия демонстрируют хорошие показатели в образовании и здравоохранении, однако в этом плане имеются обширные различия по странам и их областям. Отсюда недостаточно высокий уровень производительности труда. Затрудненный доступ к качественному образованию для бедного населения и даже представителей ряда этнических групп остается острой проблемой региона. Наибольшие трудности отдельные страны региона имеют в области подготовки специалистов по точным наукам, в частности, математике. Кроме того, продолжается «утечка мозгов» на Запад.
По мнению экспертов ВБ и МВФ, восток Европы и Центральная Азия недостаточно улучшают инвестклимат. Уровень социальной стабильности, законности, коррупции в этих странах отпугивает крупный западный капитал. Государственно-частное партнерство также недостаточно эффективно, критерии отбора проектов для государственного финансирования не всегда понятны. Да и нормативные базы для эффективного ГЧП подчас отсутствуют.
При этом, как считают западные аналитики, развивать ГЧП странам Центральной Азии жизненно необходимо. Ведь эти страны, как и раньше, нуждаются в поддержке международных финорганизаций вроде Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Азиатского банка развития (АБР). Также стоит отметить, что по завершении проекта «Один пояс, одна дорога» самые крупные выгоды ждут именно Центральную Азию — благодаря ее географическому местоположению и богатству недр.
Эксперты Госдепа США, проанализировав инвестклимат в странах Центральной Азии, выделили ряд особенно важных проблем для развития бизнеса в регионе.
В Казахстане американцев беспокоит
Также госдеповцы жалуются, что правительство РК иногда оспаривает договоры с предпринимателями и пытается вмешиваться в деятельность иностранных компаний.
В мае 2016 года на Астанинском экономическом форуме замглавы АБР Вейханг Джай отметил, что в Казахстане условия для бизнеса постепенно улучшаются. Однако банкир порекомендовал нашим властям для «дальнейшего прогресса» бороться с монополией и снижать государственное участие в нефтегазовом, энергетическом и транспортном секторах. Американские эксперты подсчитали, что лишь 65% экономики Казахстана находится в частных руках, и советуют казахстанскому государству стимулировать конкуренцию политическими мерами.
По мнению экспертов Госдепа США, инвестировать в Кыргызстан может отважиться только весьма рисковый капиталист. В Кыргызской Республике часты крупные коммерческие споры. Власти КР частенько пересматривают договоренности с инвесторами, а в самом государстве то и дело происходят крупные рокировки, меняющие политический вектор.
Уровень коррупции в КР высок, с законностью также проблемы, считают американцы. Те отрасли кыргызской экономики, в которые западный капитал хотел бы вкладываться, формально хорошо оснащены законодательной базой, но реализуется эта база так себе. Особенно госдеповцам не нравится отношение к авторскому праву в Кыргызстане. По их данным, 60% экономики КР находится в тени, а в добывающих отраслях инвесторы ведут нескончаемые переговоры о пересмотре контрактов.
Как сказано в докладе Госдепа, возможности для западных инвесторов в Таджикистане весьма ограничены. Правительство этой страны ранее заявляло о стремлении нарастить западные вложения, но реализация реформ для улучшения инвестклимата в РТ затянулась. Государственное регулирование предпринимательства в Таджикистане американцы называют «непредсказуемым», гарантии исполнения контрактных условий со стороны властей низки. По мнению экспертов Госдепа, таджикское государство обладает косной системой планирования и прогнозирования, хотя и разработало свыше 200 программ по развитию различных отраслей. Также амеркианцы жалуются, что правительство РТ должным образом не управляет рисками.
Больше всего Запад заботит налоговая система Таджикистана. С наступлением кризиса власти РТ усилили налоговый контроль за крупными компаниями (с численностью персонала, превышающей 100 человек). Западному капиталу не нравится, что презумпция невиновности в отношении крупного бизнеса РТ, подозреваемого в налоговых нарушениях, практически не работает.
В Узбекистане ситуация «получше», отмечают в Госдепе. Американцы даже считают, что экономика этой страны может стать крупнейшей в Центральной Азии — во многом благодаря многочисленности населения (в РУ проживает свыше 31,5 млн человек). Инвестклимат в Узбекистане, с точки зрения западного бизнеса, за последние годы улучшился. Регистрация бизнеса упрощена, для инвесторов введены новые налоговые льготы, законодательная защита частной собственности усилена, снижена бюрократия на таможне.
Однако западные эксперты недовольны бытующими в Узбекистане затруднениями с обменом валюты, общим уровнем бюрократии, высокими налогами, жестким контролем за банками и суровым таможенным законодательством. Среди других опасений Госдепа — проверки предпринимателей по политическим мотивам, отнятие у бизнеса активов и средств производства.
Инвестклимат в Туркменистане, по мнению экспертов Госдепа, также далек от совершенства, хотя туркменские власти пытаются его улучшить. Так, еще в 2008 году в стране приняты новые законы в интересах инвесторов, среди прочего упрощающие получение ими лицензий. Однако, как считают американцы, с законностью в Туркменистане проблемы, а потому реализация принятых норм недостаточна. Кроме того, контроль за бизнесом в Туркменистане «непоследователен», с обменом валюты большие проблемы. Также западные предприниматели жалуются на незнание туркменами «международных норм бизнеса», высокий уровень коррупции и необходимость «дружить» с правительством во избежание проблем.