Сильная загрязненность воздуха в мегаполисе угрожает в первую очередь нормальному развитию детей.
Международные эксперты насчитали в Казахстане 15 городов с уровнем загрязненности воздуха, опасным для здоровья. Среди этих городов пять областных центров — Алматы, Шымкент, Тараз, Актау и Петропавловск.
По данным международного исследования Quality of Living Survey, по качеству окружающей среды Алматы занимает 176-е место из 230 крупнейших городов мира. При этом в числе этих 230 городов есть и «десятимиллионники». По информации Almaty Urban Air, отдельные пробы воздуха в «южной столице» показывали степень загрязнения воздуха в 9 раз выше нормы.
Ежегодно около 7 млн человек по всему миру умирает от причин, так или иначе связанных с грязынм воздухом. В 4,3 млн смертей в год повинно бытовое загрязнение воздуха.
Большинство безвременно уходящих по этой причине — женщины и дети. В Алматы каждый второй ребенок страдает заболеваниями легких. Среди взрослых к этому недугу добавляются болезни кровообращения и даже расстройства нервной системы, вызванные повышенным содержанием в воздухе окиси углерода.
По данным Ассамблеи ООН по окружающей среде, в смерти более 25% детей, не доживших до 5 лет, повинна деградация окружающей среды.
70% вредных выбросов в воздушную среду Алматы приходятся на долю транспорта. По данным Управления дорожной полиции Алматы, на сегодняшний день в городе зарегистрировано более 850 тысяч автомобилей. Подавляющее большинство из них – автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Такие машины при сжигании топлива выделяют наибольшее количество токсичных примесей и тяжёлых металлов: оксид серы, альдегиды, бензопирен, сажу, свинцовые соединения, вызывающие тяжелейшие заболевания, в том числе и онкологические.
Исследования Лондонской школы гигиены и медицины однозначно показали, что выхлопные газы, выделяемые транспортом, серьезно увеличивают риск возникновения инфаркта.
В среднем на дорогах Алматы в час пик находится более 9 тысяч легковых автомобилей, которые поглощают около 35 тысяч тонн кислорода. При этом они выделяют почти 7 тысяч тонн окиси углерода, 350 тонн окислов азота и почти 2 тысячи тонн углеводородистых соединений, являющихся агрессивными канцерогенами, особенно вредными для здоровья беременных женщин, детей и подростков.
В то же время, один автобус, оснащенный двигателем внутреннего сгорания, сжигает на 100 км пути 53 литра топлива и при 14 часах эксплуатации выделяет объем выхлопов, как 343 легковых автомобиля.
По улицам Алматы курсирует около 16 000 городских автобусов, треть из которых уже требует замены и выбросы которых не позволили бы им получить допуск на рейсы в европейских городах.
«Разрушая экологическую структуру нашей планеты и увеличивая уровень загрязнения, мы берем на себя постоянно растущие расходы из-за ухудшения состояния здоровья и благосостояния людей», —
отмечает исполнительный директор Программы ООН по окружающей среде Ахим Штайер.
Пожалуй, единственной панацеей от ежедневного отравления ядовитым смогом является электрический транспорт: метро, троллейбусы и электромобили. К сожалению, в Казахстане электромобиль все еще остается в общественном сознании привилегией обеспеченных людей. Иакие автомобили относительно дороги, а программ, стимулирующих их покупку, как в странах Европы, США или Китае, в Казахстане до сих пор нет. Да и отсутствие инфраструктуры пока не способствует увеличению их популярности.
При этом многие государства – члены Европейского союза стимулируют граждан приобретать электротранспортные средства. Владельцы электротранспорта платят сниженные налоги, а то и вовсе не платят их. Кроме того, покупателям электромобилей делаются премиальные выплаты.
На сегодняшний день Норвегия является мировым лидером по продажам электромобилей на душу населения. В этой скандинаской стране владельцы электротранспорта получают максимальную поддержку от государства – им предоставлены прямые налоговые льготы, бесплатное пользование платными дорогами и паромами, возможность пользоваться полосами для общественного транспорта. Кроме того, для них существуют сети бесплатных заправок и специальные бесплатные парковки с подзарядкой.
Как сказал глава государства Нурсултан Назарбаев, «…нам надо создавать условия для перевода общественного транспорта на экологически чистые виды топлива, внедрять электромобили и создавать для них соответствующую инфраструктуру». В связи с ролью Алматы как финансового, научного и культурного центра Казахстана забота о здоровье алматинцев имеет большое значение для всей экономики и культуры Казахстана.