ОПЕК сделает все возможное, чтобы цена на нефть в 2017 году не опускалась ниже нынешнего уровня.
Такую точку зрения высказали два авторитетных экономиста Казахстана. Кроме этого аналитики высказали свою точку зрения относительно того, как сокращение нефтедобычи отразится на экономике Казахстана.
Как известно, в субботу 10 декабря 2016 года ОПЕК и 11 стран, не входящих в организацию, скрепили меморандумом договоренности о действиях по стабилизации рынка нефти. Суммарно страны сократят добычу почти на 1,8 млн баррелей в сутки, что составит почти два процента от уровня мировой нефтедобычи.
При этом ОПЕК сократит свою добычу нефти на 1,2 млн баррелей в день, а не входящие в картель страны (Россия, Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Казахстан, Малайзия, Мексика, Оман, Экваториальная Гвинея, Судан и Южный Судан) уменьшат добычу на 558 тыс. баррелей в сутки. Уже известно, что
Россия сократит добычу на 300 тыс. баррелей, Казахстан — на 20 тыс., Азербайджан — на 35 тыс., Мексика — на 100 тыс. баррелей
Сокращение начнется с января 2017 года, само же соглашение заключено на первое полугодие с возможностью пролонгации.
Казахстан должен двумя руками голосовать за сокращение объемов мировой добычи нефти, — уверен главный научный сотрудник Института экономики МОН РК, доктор экономических наук Олег Егоров.
— Благодаря соглашению ОПЕК нефть поднялась с 45 до 57 долларов за баррель. Это уже близко к справедливой цене. Конечно, для Казахстана сокращение добычи на 20 тысяч баррелей нефти в сутки — серьезное дело. Тем не менее, следуя принципу «Лучше меньше, да лучше»,
наша страна обязательно извлечет выгоду на балансировке спроса и предложения нефти — меньший объем при большей цене даст свою прибыль
Где у нас можно сократить добычу нефти на эти самые 20 тысяч баррелей? Я думаю, что это сокращение затронет все компании в Казахстане. Но есть очень важный вопрос. Ведь не вся нефть у нас принадлежит государству.
Только 28% добываемого сырья принадлежат Казахстану, а остальные 72% — компаниям-концессионерам
И среди этих компаний много американцев. Пойдут ли они на уменьшение объемов добычи? А если пойдут, то на каких условиях? Здесь должна быть проведена очень большая и гибкая работа нашего министерства.
Я упомянул американские компании, потому что новый президент США Дональд Трамп намерен наращивать добычу сланцевой нефти. Но с другой стороны, американцам тоже выгодно иметь цену в 60 долларов за баррель, так что здесь есть стыковка интересов.
Таким образом,
я полагаю, что в 2017 году среднегодовая цена на нефть составит 60-62 доллара за баррель
Причем отмечу: в отдельные периоды (например, в первом квартале будущего года) она может быть и чуть выше.
Еще один аналитик нефтегазового сектора, главный редактор портала OilNews.kz Сергей Смирнов, напротив, считает, что сокращение добычи нефти в Казахстане может быть достигнуто только за счет одной компании — «КазМунайГаза».
— Во-первых, ограничение в объеме 20 тысяч баррелей в сутки для Казахстана не страшно. Ведь сегодня суточная добыча ноября в стране составляет 1,72 млн тонн. Поэтому
присоединение Казахстана к решению ОПЕК — скорее всего, больше политическое, а не экономическое решение
У «КазМунайгаза» есть множество старых или низкорентабельных месторождений, где пик добычи пройден. Конечно, КМГ не будет сокращать добычу где-нибудь на Кумколе, где нефть качественная и поэтому дорогая.
А вот, например, на Каражанбасе не такая качественная нефть, она больше похожа на мазут. Вот на таких месторождениях можно сокращать добычу. А уговорить пайщиков того же Тенгиза вряд ли получится, поскольку там действует Соглашение о разделе продукции.
Что касается стоимости нефти в 2017 году, я считаю, что 60 долларов за баррель — самая справедливая цена
Получится ли у ОПЕК удержать эту цену — посмотрим. Кроме желания ОПЕК есть еще два важных фактора. Первый — это позиция Норвегии, которая вообще живет «вне ОПЕК». Второй фактор — США. Они тоже не участвуют в соглашении картеля.