В элите Казахстана много желающих если не стать президентом, то хотя бы назначить «своего» преемника.
Очевидного преемника на главный пост в Казахстане нет. Вместе с этим нет и уверенности в том, что транзит власти пройдет в предсказуемых условиях. Так заявил в интервью американскому порталу Central Asian Analytical Network казахстанский политолог, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев.
Говоря о том, идет ли в стране подготовка к транзиту власти, Андрей Чеботарев отметил два важных момента.
— Президент Нурсултан Назарбаев озвучил две интересные вещи по этому вопросу. Во-первых, в интервью агентству Bloomberg News
Назарбаев заявил, что не рассматривает своих детей в качестве преемников у руля государства
Во-вторых, он сказал, что пришло время рассмотреть вопрос перераспределения полномочий между президентом, правительством и парламентом. Последнее из этих заявлений можно считать очередным шагом на пути к будущему транзиту верховной власти в стране, — считает эксперт.
Вместе с тем, все это еще не означает, что данный транзит уже начался. Тому же Bloomberg News Назарбаев дал понять, что в зависимости от здоровья и отношения народа он готов баллотироваться на новый срок в 2020 году. Причем в наших условиях в его решении уйти или переизбраться ключевую роль будет играть именно первый фактор.
Вместе с этим Андрей Чеботарев подчеркнул, что сроки начала перераспределения властных полномочий неизвестны. По его мнению,
при действующем главе государства в лучшем случае может состояться некоторое усиление парламента за счет правительства
Так что пока можно говорить об отдельных мерах в ходе подготовки к транзиту власти.
По мнению Андрея Чеботарева, общими чертами для Казахстана и Узбекистана являются закрытый характер политических систем и отсутствие настоящей оппозиции, способной обеспечить определенный противовес властям.
— Покойный президент Узбекистана Ислам Каримов выстроил элиту страны таким образом, что переход власти к бывшему премьеру Шавкату Мирзиёеву прошел без каких-либо эксцессов, — объясняет политолог. — Судя по всему, все это обеспечило очень небольшое количество высокопоставленных персон. Остальные представители узбекской элиты, включая региональные группы, фактически были поставлены перед фактом и приняли его. В том числе и члены семьи Каримова.
В Казахстане же трудно себе представить подобное.
В нашей элите хватает желающих если не самим встать во главе страны, то уж точно участвовать в определении подходящей кандидатуры и влиять на ее политику в дальнейшем
Конечно, за последние 10 лет президент произвел серьезную «чистку» среди элиты и создал различные механизмы контроля над ней. Однако выстраивания более-менее удобного внутриэлитного баланса, что руководство нашей страны периодически и делает, для обеспечения будущего транзита власти в нормальной и бесконфликтной обстановке недостаточно. Требуется укрепить и сделать дееспособными ключевые институты государства, включая парламент и маслихаты.
Как полагает директор центра «Альтернатива»,
многие элитарные группы и персоны Казахстана понимают, что без определенных системных изменений они вряд ли сохранят свой статус-кво в транзитный период
Возможно, что с их стороны идут определенные сигналы главе государства и его последние заявления по вопросам преемственности власти этим обусловлены.
— Другое дело, что этим людям приходится все свои запросы и предложения делать негласно и осторожно, — уточняет Чеботарев. — Тем более, что
в элите хватает и консерваторов, которых все устраивает и которые не хотят особо думать о завтрашнем дне
В этих условиях трудно четко определить, кто в нашей элите с кем, и кто, так сказать, против кого дружит.
Тем более, что примерно с 2006 года руководство страны особо никому не дает группироваться. Хотя негласно процессы встраивания отношений и возможных альянсов в правящей элите идут. Но таких групп, которые могут самостоятельно прийти в будущем к власти, не наблюдается.
— Всевозможные риски в процессе смены верховной власти мы с коллегами из Альянса аналитических организаций проанализировали и представили в книге «Сумеречная зона» или «ловушки» переходного периода», вышедшей еще в 2013 году, — подводит итог Андрей Чеботарев. По большому счету, с тех пор ничего не изменилось.
Самым главным риском остается вероятность конфликта между разными группами влияния по поводу фигуры потенциального преемника
и дальнейшего правления страной. Причем не исключено внешнее вмешательство в этот процесс со стороны России и Китая в поддержку кого-либо из подходящих им претендентов на президентский пост.
Поэтому важно обеспечить консенсус элит Казахстана, укрепить официальные институты, а также снять барьеры в процессе развития гражданского общества и его структур. В наших условиях сделать все тихо и гладко, как в Узбекистане, не получится.