Данные расшифровки рухнувшего в Черное море Ту-154 говорят о проблемах с закрылками.
После того, как спасателям удалось поднять со дна Чёрного моря речевой бортовой самописец с разбившегося Ту-154 Минобороны РФ, эксперты смогли расшифровать запись, хранящуюся на нём. Плёнка, фиксировавшая переговоры экипажа и разговоры внутри кабины, оказалась не повреждена, передает «Лайф».
Судя по данным расшифровки, нештатная ситуация стала неожиданностью для членов экипажа — в первые секунды оба пилота растерялись, однако быстро взяли себя в руки и стали пытаться спасти самолёт.
Сложность в расшифровке для экспертов представляет большое количество посторонних шумов, присутствующих на записи. Как отметили специалисты, часть фраз и слов, которыми обменивались члены экипажа, легко читается, однако некоторые, возможно, ключевые, скрываются за громким звуком сигнализаций.
РАСШИФРОВКА:
— …Скорость 300… (Неразборчиво)
— (Неразборчиво)
— Забрал стойки, командир.
— (Неразборчиво)
— Ух, ё-мое!
(Звучит резкий сигнал.)
— Закрылки, с…ка, чё за х…ня!
— Высотометр!
— Нам… (Неразборчиво)
(Звучит сигнал об опасном сближении с землёй)
— (Неразборчиво)
— Командир, мы падаем!
КОНЕЦ ЗАПИСИ
Второй самописец, параметрический, еще не доставлен в Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил России, когда начнется его расшифровка, пока неизвестно.
Как пояснил «Лайфу» заслуженный лётчик-испытатель СССР Виктор Заболотский, в случае если у самолёта возникают проблемы с закрылками, он может стать неуправляемым.
— Получается, у одного крыла подъёмная сила большая, а у второго маленькая, естественно, самолёт будет переворачивать. Если закрылки не убираются или убираются неравномерно, тогда возникают очень мощные кренящие моменты и управлять самолётом очень тяжело, — отметил он.
Летчик-испытатель Магомед Толбоев также считает, что неполадки с закрылками не могут произойти просто так.
— Это отказ авиационной техники. Неуборка закрылка или уборка только с одной стороны приводит к разрушению полукрыла самолета. С той стороны, откуда они были выпущены, происходит сваливание самолёта и потеря скорости. Всё это происходит очень быстро, многие лётчики просто не знают, что делать в такой ситуации. Это касается не только военных летчиков, но и гражданских, — считает Толбоев.
По словам Толбоева, при расшифровке чёрных ящиков специалисты услышали характерный сигнал системы, который сопутствует превышению угла атаки. Эта система реагирует автоматически.
Самолет Ту-154 разбился утром 25 декабря над Черным морем практически сразу после вылета из аэропорта Сочи. На борту находились музыканты ансамбля имени Александрова и журналисты «Первого канала», «Звезды» и НТВ, а также общественный деятель Елизавета Глинка. Ансамбль должен был провести новогодний концерт на российской авиабазе Хмеймим в Сирии. Выживших нет, погибли 92 человека.
На обломках разбившегося Ту-154 не найдено следов взрывчатки