Эксперты не видят в этом ничего удивительного, однако кое-какие любопытные нюансы все же есть.
Закон о республиканском бюджете на 2017-2019 годы был подписан президентом еще 29 ноября. Однако до сих пор никто из экономистов не смог сделать детального анализа главного финансового документа страны на ближайшие три года. Почему? На эти и другие вопросы медиапорталу 365info ответил экономист Жарас Ахметов.
— Доходная часть на 2017 год составляет 7,9 трлн тенге, расходная — 8,2 трлн тенге. Предполагается гарантированный трансферт из Национального фонда в размере 2 трлн 880 млрд тенге. Это дополнительные деньги к доходной части или они уже заложены в итоговой сумме?
— Гарантированные трансферты из Национального фонда составят 3,321 623 трлн тенге. Учтите, что помимо названных вами 2,8 трлн еще 441,6 млрд тенге будут выделены из Нацфонда на реализацию целей, определенных указом президента. Да, эти деньги входят в доходную часть бюджета.
— Получается, почти половину бюджета составляют трансферты из Нацфонда? То есть мы почти живем за счет денег, накопленных за тучные нефтяные годы?
— Практически да. И в прошлом году соотношение было практически таким же.
— При таком исчерпании денег из Нацфонда сколько мы еще на плаву продержимся? В январе 2016 года его объем составлял 64 млрд долларов.
— Умножьте эту цифру на 340. Получится порядка 21 трлн тенге.
При такой же нагрузке на Нацфонд, которая предусмотрена в 2017 году, накопления закончатся примерно через 6,5 лет
— Дальше как будем жить, если налогов собираем только половину от затратной части?
— А если посмотреть на это с другой стороны, налоговых поступлений в 2017 году будет больше, чем в 2015-м — 4,2 трлн тенге против 3,4 трлн. Так что они увеличиваются. Вместе с ними, правда, растет и расходная часть. Но это стимулирует экономику.
— Предполагаются расходы на пропаганду здорового образа жизни. На такие цели, результаты которых нельзя потрогать руками, очень удобно списывать огромные деньги, не так ли? Как вы думаете, следовало бы в период тяжелой финансовой ситуации в стране от подобных пунктов воздержаться хотя бы на время?
— Здесь мы вступаем в зону предположений и гаданий. К закону о бюджете есть приложения. Там расходная часть расписана на бюджетные программы. А бюджетные программы мы знаем только по названию, а не по содержанию. И в открытом доступе этой информации нет. Следовательно, невозможно раскрыть суть этой конкретной бюджетной программы. Я не знаю, что такое пропаганда здорового образа жизни. Но если допустить, что вашему порталу поступит госзаказ на освещение темы здорового образа жизни, это разве плохо?
— А если рассуждать в целом о довольно сомнительной трате денег?
— Чтобы призывать потуже затянуть пояса и критиковать те или иные расходы, нужно знать содержание этого пункта, а не судить только по его названию.
— В целом принятый бюджет чем-то примечателен или пока он будет исполняться, его несколько раз изменят, поэтому в первозданном виде он никакой аналитической ценности не имеет?
— Бюджет 2014 года менялся 3 раза, 2015-го — 3 раза, 2016-го — 2 раза. В 2017 году поживем и увидим, сколько раз он изменится. Чтобы говорить о ценности этого закона о бюджете, нужен детальный анализ. В том числе посмотреть на динамику изменения бюджета, его доли от ВВП и так далее.
— А поскольку бюджетных программ в открытом доступе нет, нельзя провести этот анализ. Следовательно, какие-то выводы могут делать только люди, имеющие доступ к содержанию бюджетных программ?
— Косвенные выводы можно делать, читая аналитику Счетного комитета, который ежеквартально публикует отчеты о своих проверках. Там данные обобщенные, но за счет цифр по нецелевому и неэффективному использованию можно сделать какой-то анализ.
Указ президента о целевом трансферте из Национального фонда в 2017 году 441 млрд 623 млн тенге принят 13 сентября 2016 года. За счет этих денег предполагается:
По мнению Жараса Ахметова, большинство этих расходов имеет непосредственное отношение к президентской программе «Нурлы жол». Поэтому нет ничего удивительного в том, что увеличение уставного капитала нацкомпаний или строительство школ финансируется по президентскому указу.