В Англии я еще сильнее ощущаю себя казашкой, говорит бывшая алматинка.
Айгана Гали – казахстанская художница и актриса со смешанными казахскими и грузинскими корнями. В 16 лет она впервые попала в Париж, выиграв конкурс от косметической компании Max Factor. Недолго поработав моделью, она решила связать свою жизнь с искусством. После окончания престижного института искусств Sotbis в Лондоне она осталась жить в Туманном Альбионе. Работы Айганы выставлялись многократно в европейских и казахстанских галереях.
— Расскажите о себе. Где родилась, в каком городе жила и чем занималась до переезда?
— Я родилась и выросла в самом прекрасном городе — Алма-Ате, там, где голубые горы и яблоневые сады, там где-то зарыт корень моего творчества, который не перестает питать меня и по сей день, где бы я ни находилась. Я увлекалась и занималась очень многими вещами, они приходили и уходили как влюбленности, неизменным оставалось только одно — искусство. Мое ощущение себя как художника более естественно для меня, чем все остальные роли. Это началось задолго до моего рождения и не прекратит своего существования после ухода. Я абсолютно уверена, что творческая природа в человеке не имеет начала и конца, а наша жизнь — просто отпечаток этой вечной материи.
— Когда вы переехали в Англию? Как решили уехать?
— В Лондон я приехала 8 лет назад учиться в магистратуре института искусства Sotbis. Окончив его, вышла замуж и осталась. Это звучит как нормальное объяснение, понятное, наверное, многим. На самом же деле в какой-то момент я просто почувствовала, что должна ехать в Лондон. Я привыкла не сопротивляться чуду и сделала все, чтобы оказаться здесь. И чудеса не перестают наполнять мою жизнь своим светом в этом туманном и мистическом городе всех культур. Здесь я встретила своего мужа, здесь появились на свет мои дочки и здесь я нашла самых дорогих друзей.
— Тяжело ли было менять привычный образ жизни? Как прошла адаптация к новой стране?
— Сказать по правде, у меня никогда не было привычного образа жизни. Я глубокий номад в душе, передвижение и перемены для меня — натуральная часть порядка внешнего мира, внутренний же мир остается неподвижен. Моя работа всегда со мной, главное, чтобы была мастерская побольше. Что касается быта, то я все привезла с собой, и
самое главное — я привезла свою маму, которая в нашей семье бережно хранит ощущение того же дома, в котором выросла я
В нашем доме по-прежнему пахнет пловом и гости любят засиживаться допоздна. У нас много друзей и мы с удовольствием знакомим их со своим миром, так что об адаптации я никогда не думала, скорее это было открытие новых миров и присоединение к ним.
— С какими трудностями пришлось столкнуться, что было легко? Как к вам относились местные?
— Лондон — уникальное место, город, в котором соединилось много разных культур. Этот вопрос очень увлекает меня, и мой следующий проект именно об этом — о движении народов и о том, как географическая местность начинает процветать и развиваться, когда люди разных корней живут вместе. Меня восхищает в англичанах неподдельный интерес к разным этносам и их культурному наследию. В Англии я еще более обостренно чувствую себя дочерью степей Средней Азии. Это чувство усиливается ответственностью, ведь переезжая каждый из нас становится послом своего народа.
— Какие особенности бросаются в глаза? Назовите пять самых больших различий между Казахстаном и Англией?
— Назову одно, но оно для меня самое важное.
Англичане не живут большими семьями, как мы. И семья не несет для них того значения, что для нас. Это удивляет и немного расстраивает,
тяжело видеть одиноких стариков и детей, не обогретых любовью бабушек и дедушек.
Я бы не сказала, что что-то для меня было здесь очень новым, каким-то качествам англичан я с удовольствием учусь, а чем-то хотелось бы поделиться c ними.
— Собираетесь ли вы возвращаться в Казахстан?
— Я ничего не планирую, просто последую в какой-то момент ветру перемен.