Специалисты по найму и человеческим ресурсам рассказали, как в уходящем году изменился рынок труда в Казахстане.
В связи с экономическим кризисом конкуренция между наемными работниками возросла, что ослабило борьбу последних за свои интересы. Такое мнение выразила гендиректор компании по интернет-найму HeadHunter Нина Быченко.
«Условия сегодня диктует работодатель, однако битву за таланты по-прежнему никто не отменял. И для удержания талантов внутри компании все средства хороши», —
цитирует гендиректора abctv.kz.
Увеличившийся поток соискателей вакансий дал работодателям больший простор для выбора.
По данным HeadHunter, во второй половине 2016 года больше всего рабочих мест было открыто в сферах продаж, бухгалтерии, управления, маркетинга, информационных технологий и телекоммуникаций. Подавляющее большинство (90%) из этих рабочих мест предполагали полную занятость.
«Такая картина востребованности связана, прежде всего, с ситуацией на рынке и общемировыми трендами конвергенции финансовых, телекоммуникационных и информационных услуг, которые формируют основу новой экономики информационного общества», —
прокомментировала Быченко.
HR-специалист Наталья Воронкова связывает рост спроса на продавцов разного уровня с тяжелой экономической ситуацией. В условиях, когда расширение производства затруднено или даже невозможно, на первый план выходят вопросы сбыта имеющихся товаров/услуг. Это касается и банков, которые активно ищут менеджеров по работе с клиентами.
Что примечательно, во втором полугодии из размещенных на казахстанском сайте HeadHunter вакансий меньше всего (1%) относилось к сферам добычи сырья, обслуживания, работы по дому и государственной службы. Нина Быченко не видит здесь ничего странного: по ее мнению, такая ситуация «достаточно классическая» и связана с особенностями данных секторов.
Примерно половина всех вакансий в Казахстане открывается в южной полосе республики (включая Алматы), 30% — на севере. Такие данные приводит начальник управления по подбору и оценке персонала в Qazkom Екатерина Пастухова. По информации Нины Быченко, на Алматы и Астану приходится свыше половины всех открывающихся рабочих мест.
«По остальным городам количество вакансий размещено достаточно равномерно, в соответствии с количеством присутствующих на рынке региона компаний и открытых рабочих мест», —
отмечает гендир HeadHunter.
Согласно данным Быченко, средняя зарплата в Казахстане на сегодняшний день составляет чуть больше 120 тыс. тенге. Рост зарплат за год незначителен, ни в одной отрасли резкого подъема зарплат не произошло.
По словам гендиректора, в ряде сфер бизнес начал менять зарплатную политику, что отчасти связано с кризисом. Зарплаты индексируются не всем сотрудникам, а выборочно — самым полезным с точки зрения работодателя кадрам. При этом, как отмечает Наталья Воронкова, на многих предприятиях зарплаты были проиндексированы для самых низкооплачиваемых категорий работников, получающих 70-90 тыс. тенге в месяц. В связи с обесценением национальной валюты работодатели были вынуждены повысить им зарплаты на 10-30%, дабы не лишиться сотрудников. Зарплаты самых высокооплачиваемых сотрудников не изменились, тогда как интенсивность их труда подчас возросла.
Как отмечают эксперты, в 2016 году высвобождение сотрудников (до 10% от численности персонала) и урезание зарплат зафиксированы в торгово-производственных и рекламных компаниях. Вместе с тем, после штиля на рынке труда в конце 2015 года в январе-июне 2016 года начался рост спроса на рабочую силу и соответствующего предложения, что к середине года привело к установлению баланса между спросом и предложением.
«Работодатель начал понимать, какую зарплату он готов платить», —
утверждает Наталья Воронкова.
В 2016 году количество вакансий на HeadHunter выросло на 27%.
«Битва за таланты продолжается, и зарекомендовавшие себя на рынке труда профессионалы по-прежнему хорошо оплачиваемы, —
комментирует Екатерина Пастухова. —
Кризисный рынок диктует свои требования к профессионалам. Все больше формируется спрос на аналитиков и управленцев со стратегическим мышлением, которые способны быстро и эффективно принимать правильные решения в ситуации неопределенности».
По информации Натальи Воронковой, в 2016 году наиболее востребованными были кандидаты в возрасте от 28 до 33 лет, при этом соискателей от 50 лет на рынке труда незначительное количество. Сами предприниматели, как правило, ищут работников не старше 45 лет, отмечает Воронкова. Однако Нина Быченко с ней не согласна: по мнению Быченко, в настоящее время возраст соискателей все меньше заботит работодателей.
Нина Быченко констатирует: девальвация тенге не повлияла на предложение иностранной рабочей силы. Напротив — резюме иностранцев с 2015 года стало вдвое больше. Большинство граждан других стран, готовых работать в Казахстане, специлизируются на проктной деятельности. Но, как отмечает Екатерина Пастухова, часть организаций перестала брать на работу иностранцев из-за высоких издержек по оформлению иностранной рабсилы. К тому же, профессиональный уровень казахстанцев постепенно растет.
По словам Пастуховой, в 2017 году менеджеры по продажам, маркетологи, финансисты и бухгалтеры будут пользоваться спросом на рынке труда. А вот административным работникам, операторам, специалистам по обработке документов будет все сложнее найти работу из-за продолжающегося вытеснения новыми технологиями живого труда из данных отраслей.
«На наш взгляд, кардинальных изменений на рынке труда Казахстана в 2017 году не предвидится. Сохранятся тенденции, актуальные для главенства работодателя на кадровом рынке. Для того, чтобы преуспеть в следующем году и стать кадровой элитой, на которую ведут охоту крупнейшие холдинги и корпорации, важно держать себя, что называется, «в тонусе»: отслеживая тенденции и события отрасли и непрерывно обучаясь тому, что может способствовать увеличению дохода в будущем», —
резюмировала Нина Быченко.