В Казахстане есть один центр принятия политических решений. И работать против себя он не будет.
Как оценивает народ работу нового правительства? Какое испытание ждет акима Астаны? Будет ли в Казахстане проведена операция «Преемник»? На эти вопросы порталу 365info.kz ответил директор Центра социально-политических исследований Международного научного комплекса «Астана» Максим Казначеев.
— Правительство Бакытжана Сагинтаева перешло символический рубеж в 100 дней.
Можно ли говорить о каком-то новом подходе кабмина к решению наболевших проблем или он продолжает двигаться по старой колее? Каково доверие населения к новому правительству?
— Сто дней – слишком небольшой срок для того, чтобы делать выводы о смене парадигмы в работе правительства, — считает Максим Казначеев. — Пока мы видим больше аргументов в пользу того, что новый премьер сохраняет прежнюю линию поведения в условиях кризиса. Это упор на «ручное управление», стремление повысить эффективность работы госаппарата и упование на восстановление внешних рынков. Это вполне объяснимо –
Сагинтаев был одним из ключевых «архитекторов» и функционеров системы управления, сложившейся в последние пару лет
Стратегические приоритеты в экономике утверждены президентом, оперативно пересмотреть их правительство не может. А потому пока остается в поиске наиболее оптимальных тактических шагов, рассчитывая на скорое улучшение внешней конъюнктуры.
Рейтинг доверия правительству в Казахстане пока остается стабильным, уступая только президентскому. Правда, здесь есть некий кредит доверия, ведь кабмин за сто дней еще не успел аккумулировать общественный негатив.
— Насколько эффективна будет политика ограничения цен, предложенная Сагинтаевым? Имеется в виду предложение законодательно закрепить размеры предельных наценок в реализации социально значимых продовольственных товаров в розничной и оптовой торговле. Кажется, мы это неоднократно проходили…
— Правительству будет сложно администрировать этот процесс. Скорее всего, данное предложение – это попытка перевести часть социальной ответственности на акиматы. Попросту говоря,
правительство поручило, но акиматы не справились
Предложение может быть относительно эффективным в отношении оптовой торговли, но отследить розницу никаких контрольных инструментов не хватит. Более того, есть риск, что введение предельных торговых наценок заставит всех участников рынка, во-первых, «подтянуться» до единого стандарта, а во-вторых, такая мера уберет с рынка те социально значимые товары, которые генерируют наименьшую маржу. Иными словами,
мы, как потребители, столкнемся со снижением конкуренции предложений и сокращением ассортимента
— 2016 год ознаменовался появлением «молодых» акимов в ряде городов и регионов. Смогли ли «болашаковцы» внедрить новый стиль управления или их всех можно упрекнуть в популистских играх?
— В 2016 году новые акимы назначены в Атырауской, Западно-Казахстанской, Павлодарской, Южно-Казахстанской областях и Астане. Однако в строгом смысле слова «молодыми» из них можно считать только акимов ЗКО, Павлодарской областей и Астаны – Алтая Кульгинова, Болата Бакауова и Асета Исекешева.
При этом Кульгинов и Бакауов – не «посторонние» люди в своих регионах, они уже занимали значимые посты в областных центрах. Их назначения можно даже в определенном смысле считать шагом навстречу местным элитам. Просто
управленческие практики, отработанные в областных центрах, теперь будут проецироваться на регионы в целом
Поэтому сложно назвать это новым стилем управления для регионов.
Позиции Асета Исекешева в Астане также прочны – работает как большой кредит доверия со стороны президента, так и значительный опыт работы в прежнем составе правительства. В Астане реализуется целый ряд программ, нацеленный на формирование новой городской среды. Окончательным же экзаменом для команды Исекешева станет эффективное проведение мероприятий «ЭКСПО-2017».
— В интервью агентству Bloomberg Нурсултан Назарбаев, отвечая на вопрос о своих планах, сказал: «До 2020 года я буду работать. Давайте встретимся снова в 2020 году». Значит ли это, что операция «Преемник» не за горами?
— Я в целом скептически оцениваю перспективы политического транзита в стране через механизм сколько-нибудь осмысленной целенаправленной операции «Преемник». Скорее всего, ситуация будет затянута до форс-мажорного транзита «туркмено-узбекского» типа.
Конечно,
это не означает, что в Акорде не прорабатываются отдельные сценарии возможной передачи власти,
не определен возможный узкий круг потенциальных преемников. Однако факт остается фактом – в стране один центр принятия политических решений. И работать против своих собственных политических интересов он не будет. А потому и определение гипотетических сроков операции «Преемник» пока не имеет смысла.