За 25 лет независимости в Казахстане было предпринято множество попыток реформирования системы образования и науки, что, к сожалению, не привело к созданию ни одного экономического ВУЗа или исследовательского центра мирового уровня. Это приводит к формированию однобокой экономической политики, принятию некачественных и даже вредных экономических решений, составлению некорректных прогнозов развития страны и т. д.
Переход к рыночной экономике привел к смене парадигмы хозяйствования, что сказалось на качестве подготовки специалистов по многим направлениям экономики. В целях подготовки новых специалистов для нужд новой экономики была образована президентская программа «Болашақ», в соответствии с которой за эти годы не менее половины выпускников получили экономические и связанные с экономикой специальности. Несмотря на это, по сей день страна испытывает дефицит в квалифицированных специалистах по исследованию сложных экономических проблем с использованием современных инструментов планирования и прогнозирования.
Вместе с переходом к рынку мы начали процесс интеграции в мировую науку. Если представители отечественной естественной науки могли что-то предложить мировой науке, публикуя интересные статьи в рейтинговых журналах, то ученые-экономисты страны не могли предложить почти ничего, поскольку
за годы нашей независимости ни одна статья не была опубликована в высокорейтинговых экономических журналах
Согласно рэнкингу по экономике RePEc/IDEAS, Казахстан по состоянию на ноябрь 2016 г. занял 120 место среди 208 стран мира. Впереди такие страны как Нигерия, Кот-д’Ивуар, Боливия, Бангладеш, Шри-Ланка и другие, которые по уровню экономического развития и объему ВВП на душу населения далеко позади нас.
Основными показателями развитости любого направления науки является наличие признанных научных журналов страны, а также количество ученых, вовлеченных в процесс исследования проблем по данной отрасли науки. Что касается числа ученых-экономистов Казахстана, то официальная статистика не дает ответа на этот вопрос, так как не отслеживает количество ученых по отдельным направлениям науки. Но опираясь на данные международных организаций, смело можем сказать, что у нас имеются считанные единицы экономистов, заслуживающих внимания своих коллег из других стран мира. В рэнкинге ученых RePEc/IDEAS от Казахстана присутствует только 4 экономиста, из которых только 2 гражданина РК, а 2 – приглашенные иностранные преподаватели.
Научные журналы страны играют важную роль в накоплении и распространении новых знаний как среди широкого круга пользователей, так и в академическом сообществе. В базу Scopus Elsevier (более 35 тыс. журналов по всем наукам) включены 3 казахстанских журнала:
Но в этом списке нет ни одного экономического журнала из Казахстана. Между тем, в базе Scopus Elsevier присутствуют экономические журналы 4-х стран бывшего СССР:
Все отмеченные 14 журналов выпускаются на английском языке.
Помимо отсутствия экономического журнала в мировых рейтинговых базах, у нас нет ни одной публикации в научном экономическом журнале, входящем в первую сотню журналов по наивысшему импакт-фактору (согласно данным сайта Research Gate, наиболее цитируемая работа с участием казахстанских авторов по экономике написана иностранцем (The Migration Response to Economic Shock: Lessons from Kazakhstan // Journal of Comparative Economics 33(1):107-132, March 2005, Charles M.Becker, Erbolat N. Musabek, Ai-Gul S. Seitenova, Dina S. Urzhumova)).
По нашему мнению, подобная ситуация является следствием следующих проблем:
С 2011 года в Казахстане действуют новые правила присуждения ученых степеней, согласно которым ученый не может стать доктором философии (PhD) без публикаций в журналах, внесенных в базу Scopus или Web of Science. Причем для получения докторской степени авторы обязаны размещать статьи в журналах с импакт-фактором. Однако, несмотря на такое требование, в 2014 году только 31% статей казахстанских авторов приходился на публикации в фейковых журналах, размещающих статьи авторов на платной основе.
В силу этого Казахстан входил в первую десятку стран с высокой долей публикаций в поддельных хищных журналах, что отрицательно сказывается на имидже казахстанской науки.
Молодые исследователи должны всегда помнить простую истину, что за деньги в престижном журнале разместить статью невозможно.
Современная экономическая наука достаточно математизирована, поскольку требует широкого использования математического аппарата и информационных технологий. Поэтому сегодняшний экономист должен иметь хорошие знания математического анализа, линейной алгебры, исследованию операций и теории случайных процессов, а экономист-практик обязан иметь знание по эконометрике. Современные инструменты количественного анализа, в том числе эконометрика панельных исследований, в последние годы получили бурное развитие в мире. Поэтому передовые ВУЗы стран мира уделяют большое внимание подготовке экономистов со знанием всех современных инструментов количественного анализа. Но только в казахстанских ВУЗах в рамках образовательных программ бакалавриата и магистратуры экономических факультетов по-прежнему не уделяется должного внимания освоению современных количественных методов исследования. В силу этого экономисты-математики стали невостребованными.
Между тем, даже в соседних с нами странах сделано много для обеспечения развития экономической науки в соответствии с требованиями времени. В этом плане является поучительным опыт России. В данное время там появилось несколько экономических университетов мирового уровня, таких как Российская экономическая школа (РЭШ) и Высшая школа экономики (ВШЭ). ВШЭ изначально задумывалась как think tank для чиновников и должна была содействовать реформам в России, готовить экономистов, аналитиков, преподавателей, способных работать в новых условиях. Поэтому с первых дней учебная и научная деятельность ВШЭ целиком была ориентирована на мировые стандарты экономического образования. Для достижения поставленных целей широко стали привлекаться ученые мирового уровня из западных стран с высокими показателями индекса Хирша. Благодаря такой тактике ВШЭ удалось добиться того, что 2 журнала попали в список базы Web of Science и 6 журналов в Scopus (это не полностью экономические журналы). За 2009-2015 годы только сотрудники ВШЭ опубликовали 2490 статей в журналах, индексируемых Scopus, что, безусловно, является огромным достижением ученых-экономистов России. В 2011 году ВШЭ создало в Санкт-Петербурге Лабораторию теории рынков и пространственной экономики, которую поручили возглавить профессору Жаку-Франсуа Тиссу (Бельгия) – известному экономисту с индексом Хирша 40 (самый максимальный индекс у казахстанцев – 6). За 4 года работы он обеспечил публикацию более 30 статей российских ученых в экономических журналах первой сотни Scopus.
Сложившаяся ситуация в стране с неудовлетворительным развитием экономической науки требует серьезного переосмысления и принятия системных мер для исправления положения дел. Для улучшения ситуации, на наш взгляд, следует предпринять следующие шаги:
Создание такого центра и издание хотя бы одного современного журнала по проблемам экономики в кратчайшие сроки позволит повысить конкурентоспособность отечественной экономической науки и обеспечить значительный рост качества научных публикаций казахстанских ученых.
Жаныбек Айгазин, директор Центра исследований прикладной экономики