Политологи, социологи и экономисты подвели итоги 25-летия независимости Казахстана.
По мнению экспертов, республика сумела построить жизнеспособную экономику, сохранить межэтнический мир и не поссориться со своими соседями, передает «Саясат».
— За 25 лет мы построили целую страну. Мы построили экономику – это самое значимое достижение. 25 лет назад не было ни зарплат, ни пенсий, ни света на улице, ни денег, ни пенсионной системы, ни бюджета. Но мы построили экономику. Это всё кирпичики большого здания, — замечает директор консалтинговой компании «Алмагест», экономист Айдархан Кусаинов.
Его коллега по цеху Марат Каирленов важным достижением страны называет привлечение инвестиций в нефтегазовый сектор.
— Конечно, много нареканий, но всё-таки это большое достижение. Во-вторых, большие шаги были сделаны по построению рыночной экономики. Может быть, не до конца, но некий каркас всё-таки создан. То есть это в том числе приватизация, — говорит Каирленов. — Третье — это то, что создали банковскую систему. Причем достаточно динамичную. Последние восемь лет к ней есть нарекания, но, тем не менее, она работает. Также мы создали Нацфонд – это можно назвать самым большим достижением, но, конечно, не удалось избежать голландской болезни. Всё-таки лучше, когда есть резерв, ведь могло бы быть хуже.
В свою очередь экономист Магбат Спанов отмечает, что в Казахстане с обретением независимости поменялась экономическая ментальность жителей страны.
— Если раньше был государственно-кооперативный менталитет, то теперь укоренилось понятие частной собственности. Второе связано с первым – приватизация земли. Третье – то, что начал активно разрабатываться не только нефтяной, но и обрабатывающий сектор, то есть горно-металлургические производства, — отмечает Спанов.
— Несмотря на различные – внутренние и внешние – угрозы, установлены формальные признаки независимости,
государство по большому счету состоялось, оно не было растаскано по углам, сохранено межнациональное согласие.
Во многом это заслуга самого народа. Это также определенные успехи в экономике (хотя можно было бы достичь более значительных результатов). Все же страна и ее людские ресурсы самодостаточны, к тому же в середине 90-х были проведены либеральные экономические реформы, которые заложили основы многих нынешних успехов правительства, — говорит политик Амиржан Косанов. — Это состоявшееся гражданское общество, которое встало на ноги не благодаря официальной политике, а во многом вопреки ей. Да, нет официальной политической оппозиции (она уничтожена), но есть определенные силы и СМИ в центре и на местах, которые являются ярким примером гражданского общества. Наличие этого фактора и есть определенная гарантия того, что страна не скатится в пучину необратимого тоталитаризма.
По мнению политолога Айдоса Сарыма, главная заслуга за последние 25 лет в политике Казахстана – это что у нас после 90-х не последовали межэтнические столкновения.
— В целом во внутренней политике у нас проблем больше, чем достижений. Мы ещё в течение долгих лет будем расхлебывать итоги этой «стабильности». Конечно, есть достижения, но если долгосрочно смотреть, то у нас проблемы во внутренней политике решались либо путем замалчивания, либо заговаривания, но не решением проблем, — отмечает Сарым.
Политолог Замир Каражанов, также как и экономисты, в первую очередь обращает внимание на то, что Казахстан сформировался как государство.
— И этот процесс необратимый. Второе – экономике страны удалось встроиться в мировую экономику. Также можно сказать, что за последние 25 лет в стране выросло целое поколение, которое уже не связано с Советским Союзом. Ещё одной заслугой Казахстана можно назвать то, что про него в мире уже знают, он создал себе неплохой имидж на постсоветском пространстве, в Евразии, — считает Каражанов.
Социолог Гульмира Илеуова говорит, что за 25 лет трудно достигнуть большего, чем то, что мы уже достигли.
— Это если брать глобально, а если внутри страны, то всё очень подвижно. Например, тема – социальное самочувствие и социальный оптимизм. Трудно сказать, что сейчас после всех девальваций всё улучшается, но то, что базовый слой населения, его удовлетворенность и оптимизм являются основой для развития общества, это факт. Государство прикладывает усилия, чтобы решить задачи, население отвечает ему поддержкой и одобрением. Это что касается социального оптимизма и самочувствия. Ещё одно немаловажное достижение – мы можем приезжать, уезжать, то есть мы можем транслировать свою позицию. Такое достижение никем не оспаривается, — отмечает Илеуова.
Во внутренней политике Казахстана, по её мнению, наблюдается рост патернализма, в том числе политического.
— То, что к государству всё больше апеллируют люди, в результате чего падает активность экономическая, гражданская и политическая, я могу фиксировать как негативный момент. Он связан с увеличением социальной роли государства. Чем больше государство вкладывается в социальную сферу, тем больше растет уровень патернализма. Если не будут вкладываться в соцполитику, то будет критика, что государство не заботится о своих гражданах. Тут нет баланса, и это нам ещё предстоит, судя по всему, сделать, — замечает г-жа Илеуова.
Координатор социальных проектов ИМЭП Айман Жусупова напомнила, что решительные реформы с середины 90-х годов поражают своей глубиной и охватом.
— Наших соседей по СНГ это удивляло. Но сейчас лидеры этих государств и эксперты признают, что новый Казахстан раньше и дальше всех пошел по пути трансформации экономики, всей общественной системы, и это было своевременно, — говорит Жусупова. — С первых лет независимости президент Казахстана, народ взяли курс на сохранение и укрепление мира и согласия между представителями всех этнических и конфессиональных групп, гражданами, простыми людьми – на нормальные отношения, взаимодействие в повседневной жизни. И эта политика последовательно проводилась властями и гражданами все последующие годы. Именно поэтому Казахстану удалось не допустить масштабных межэтнических конфликтов и войн, которые происходили во многих постсоветских государствах. Поэтому межэтнический мир, безусловно, достояние Республики.
В свою очередь представитель Ассоциации приграничного сотрудничества, политолог Марат Шибутов считает, что наше общество заново учится строить социальные связи друг с другом.
— То есть не только охранительные, но и современные – это волонтеры, НПО, социальное предпринимательство. Это наши достижения. Но есть и существенные проблемы, например, в культуре, — отмечает Шибутов.
Бывший сотрудник МИД РК Казбек Бейсебаев в качестве достижений внешней политики современного Казахстана называет то, что у нас нет проблем ни с одним из государств.
— Это и есть большое достижение Казахстана. У нас нет территориальных вопросов с соседями — это тоже достижение. Нам важно развивать сотрудничество. Серьезным достижением внешней политики страны можно назвать
посредничество Казахстана в отношении России с Турцией и Украиной,
— считает Бейсебаев.
Политолог Аскар Нурша насчитал пять пунктов во внешней политике Казахстана, которые можно охарактеризовать как достижения страны.
— В первую очередь это интеграция в мировые хозяйственные связи и международные организации. Второе – решение вопросов границ. Казахстан по периметру границ не имеет проблем. Это одна из главных заслуг внешней политики Казахстана. Третье – установление отношений с ведущими мировыми державами. Четвертое – вклад Казахстана в формирование коллективной безопасности на постсоветском пространстве и Центральной Азии. Пятое – достаточно успешный страновой пиар. Превращение Казахстана в одно из значимых государств нашего региона. Благодаря этому стало возможно председательство Казахстана в ОБСЕ и избрание страны в непостоянные члены Совбеза. Учитывая, что это было непросто, это важный индикатор успешности внешней политики Казахстана, — перечислил Нурша.
Профессор казахстанского университет КИМЭП Наргис Касенова считает, что за годы независимости страны внешняя политика Казахстана была правильная и успешная. В качестве подтверждения этого тезиса она называет выстраивание хороших отношений не только с ближайшими соседями, но и с ключевыми игроками международных отношений.
— Важно, что страна была открыта миру. Была прогрессивная повестка – нераспространения ядерного оружия, использования дипломатических методов, интеграционные проекты, тема толерантности. Но слабость внешней политики страны была в том, что много усилий было уделено имиджевым проектам, больше казаться, чем быть на самом деле. Мне кажется, что можно было бросить эти усилия на укрепление внутреннего потенциала и исследовательскую работу, — заключает Касенова.