Девальвация маната не сможет запустить в странах СНГ цикл «разори соседа».
Очередная девальвация азербайджанского маната, которую пророчат аналитики финансового рынка, не подтолкнет к девальвации Казахстан. Об этом в интервью порталу 365info рассказал аналитик «Цесна Капитал» Дархан Лукпанов.
Все хорошо помнят «новогодний» обвал маната в 2015 году, когда 21 декабря нацвалюта Азербайджана рухнула на 50% по отношению к доллару и евро. И вот опять независимые аналитики ситуацию в экономике Азербайджана определяют как критическую. В последние полгода в стране идет мягкая девальвация, которая может закончиться резким обвалом.
«Азербайджан, опирающийся на нефть и газ, которые составляют около 40% ВВП, находится под давлением… ВВП просел на 3.7% в первые 10 месяцев года… Правительство Азербайджана ожидает, что экономика упадет на 2.8% в этом году», — приводит далекие от оптимизма цифры Bloomberg и далее цитирует слова президента Алиева: «Правительство позволит манату падать дальше».
Экономика Азербайджана зависит от сырьевого сектора и в этом отношении очень похожа на казахстанскую. К тому же волну девальваций национальных валют развивающиеся страны подхватывают с легкостью. Именно поэтому проблемы соседа по Каспийскому морю кажутся тревожным сигналом.
Но не в этот раз…
— Падение азербайджанского маната скорее проблема только Азербайджана, — говорит Дархан Лукпанов. —
Падение маната не может предвещать такую же тенденцию тенге
— В Азербайджане на манат в большей степени все-таки влияют внутренние факторы, нежели системные, которые можно было бы отнести и к Казахстану.
— Какие именно?
— В стране в сентябре прошел всенародный референдум о внесении изменений и поправок в Конституцию страны. Главными вопросами референдума были продление срока президентских полномочий и предоставление президенту права роспуска парламента и назначения досрочных президентских выборов. В связи с этим были ожидания, что Алиев вскоре инициирует досрочные выборы, ради которых будет поддерживать курс.
Вопреки ожиданиям, президент Азербайджана сообщил, что не собирается инициировать досрочные выборы. После этого заявления началось давление на курс.
— Не вижу связи. Девальвацию вызывают проблемы в экономике. Тенге и манат обесценились примерно одинаково с 2013 года. Более того, девальвация в Азербайджане произошла позже, чем в Казахстане. И вот опять…
— Здесь такая интересная вещь. В ценообразовании валюты, в отличие от других финансовых инструментов, таких как акции или облигации, участвуют не только профессиональные участники, но и население. Сейчас на манат оказывают давление убеждения населения, сформированные под влиянием когнитивных и эмоциональных пристрастий. Население не делает фундаментального анализа ситуации и возможных последствий, оно опирается в своих решениях на советы друзей, родственников и… давит на курс.
Помните, мы тоже сталкивались с ситуацией, когда народ охватила паника, и люди, невзирая на разницу в ставках, принялись конвертировать тенговые депозиты в долларовые. То же самое сейчас переживает Азербайджан из-за очень большого политического давления и политических рисков.
Если раньше азербайджанцы при встрече обсуждали погоду и другие повседневные темы, то сейчас обсуждают манат. Разговоры на тему «Что будет с манатом?» происходят каждый день, потому что одни хотят на этом заработать, а другие не потерять
Что же касается того, что девальвация там прошла позже, здесь для упрощения можно провести параллель между Россией и Казахстаном. Мы тоже зачастую с лагом реагируем на глобальные события после России, так и Азербайджан отреагировал после нас.
Экономические процессы, проистекающие в Азербайджане, не совсем удачный предвестник того, что будет в Казахстане. Скорее наоборот, то что происходит в Казахстане, может повториться в Азербайджане или же произойти синхронно.
— Мы обесценились в одинаковой степени, но манат продолжает обесцениваться. И это несмотря на рост стоимости нефти.
— Повторюсь, это связано с тем, что в стране политических рисков больше. Плюс все проблемы Казахстана в Азербайджане сейчас выражены более ярко.
Кроме проблем с банковским сектором, у населения страны растет недоверие к национальной валюте, как и ко всему банковскому сектору. С начала года депозиты в банках второго уровня упали больше чем на 20%. Причем если наши люди в основном перекладывали вклады из национальной валюты в иностранную, то азербайджанцы предпочитают хранить наличную инвалюту дома. А это большой негативный фактор для экономики.
— Получается, у них комплекс политических событий плюс патовая ситуация с банками…
— … У которых растет задолженность перед центральным банком. Я могу констатировать факт, что у них с сентября обесценивается валюта на фоне:
На фоне этого уровень жизни в Азербайджане падает.
— Наша банковская система в последние годы тоже не демонстрирует стабильность.
— Но у нас появилось доверие к национальной валюте. В этом году рекордными темпами растут тенговые депозиты. В начале года доля валютных депозитов среди физлиц в Казахстане была чуть ли не 85-90%, а сейчас близка к 60%.
— Значит вывод какой? Казахстану не стоит примерять на себя ситуацию в Азербайджане?
— В текущий момент не стоит. Факторы, которые обваливают манат сейчас, в Казахстане отступают. Основным фактором для казахстанского тенге на текущий момент остается нефть.