Манипулируя Аблязовым, Запад хочет помешать Казахстану в миротворческой миссии в Сирии.
Эту версию озвучил политолог Султанбек Султангалиев.
Отказ Франции в экстрадиции Мухтара Аблязова в Россию стал сенсацией декабря 2016 года. Ведь дважды Франция экстрадицию подтверждала. Кому выгодно такое решение и как оно отразится на политической жизни Казахстана?
— Всем понятно, что за решением Франции по Аблязову стоит политика, а не стремление к правосудию. Каковы скрытые причины демарша?
— Отказ выдать беглого олигарха Аблязова — это «щелчок» Запада по Кремлю и как бы намёк в сторону Акорды, — считает политолог.
— Шаг со стороны Европы, надо сказать, опрометчивый. Ведь ничего, кроме сильного раздражения, у высшего руководства России и Казахстана решение по Аблязову не вызовет и дивидендов любителям стрелять по слонам дробью также не принесет.
Поклонник шахмат Аблязов сам стал пешкой в масштабной геополитической игре, в которой юридические условности не играют никакой роли. Просто
обстоятельства, сложившиеся из-за противостояния Запада и России, стали таким капризом фортуны в судьбе экс-банкира
Напомню, что до этого дважды французским судом выносилось решение об экстрадиции Аблязова. С тех пор с юридической точки зрения ничего не поменялось.
Изменилась лишь политическая константа — с поста премьер-министра Франции ушел Мануэль Вальс, сторонник нормализации отношений с Россией
И в определенных политических кругах этой страны возникла острая потребность вновь надеть личину поборников «демократических ценностей».
Такая потребность возникла в связи с президентской избирательной кампанией во Франции, где пока торжествуют противники «жертвоприношений восточным владыкам». В общем, так сложились звёзды для Мухтара Аблязова.
Однако это еще далеко не полное объяснение всех обстоятельств принятого решения. Отказ в экстрадиции Аблязова свидетельствует о попытке Запада оказать моральное давление на президента Казахстана, поставить его в психологически некомфортное состояние. В большой политике совпадений не бывает. Подобные
«телодвижения» западных политиков с Аблязовым, скорее всего, направлены на предотвращение возможной миротворческой миссии Нурсултана Назарбаева в сирийском конфликте
Напомню, что Астана уже была местом проведения двух раундов переговоров противоборствующих сторон, и позиция казахстанского президента по мирному урегулированию конфликта в Сирии также давно общеизвестна. К тому же на сегодняшний день Назарбаев, пользующийся доверием Анкары, Дамаска и Москвы, один из немногих политиков в мире, способный примирить Эрдогана и Асада.
— Какое влияние «фактор Аблязова» окажет на партийно-политическое поле Казахстана?
— Крайне незначительное. Сегодня величина значения Аблязова в казахстанской политике не сводится даже к допустимой погрешности. Вектор политики и интересов Аблязова может лежать только в маргинальном политическом поле.
Существующие политические партии в Аблязове не нуждаются
И хотя подспудные процессы в партиях происходят, но они никак не связаны с фактором Аблязова.
Три парламентские партии – «Нур Отан», КНПК и «Ак Жол» — планомерно продолжают свою повседневную деятельность. Партия патриотов «Ауыл» «воспрянула от летаргического сна», проведя в ряде регионов общественные слушания по закону «О сельскохозяйственной кооперации». В принципе, это рядовое явление, но в практике партий масштаба «инфузория-туфелька», которые оживают подобно зомби только в период электоральных кампаний, подобная «активность» является знаковой. Пока нет оснований для оптимистических прогнозов, но думается, что «Ауыл» удивит всех нас в 2017 году наращенными мышцами и, возможно, даже зубами.
Но гораздо интереснее ситуация в Общенациональной социал-демократической партии Жармахана Туякбая. Дело в том, что разногласия во взглядах руководства партии относительно ЕАЭС и принципа национальной идентичности еще не нашли своего разрешения. Такое положение вещей не может сохраняться долго — внутрипартийное размежевание в ОСДП неизбежно. Если это произойдет, то в 2017 году мы увидим обновленное ОСДП, а если нет, то партия надолго погрузится во внутренние склоки. Однако в любом случае опальный олигарх здесь ни при чём.
Легитимный казахстанский партийный формат для Аблязова абсолютно недоступен
В таких условиях Аблязову остается лишь формат информационной войны посредством Интернета и социальных сетей. То есть то, чем он и его работники занимались на протяжении всех последних четырех лет. Что это дало в плане практического осязаемого результата? Ничего. С политической точки зрения, Аблязов на сегодняшний день — это пешка, чьи эмоции и ресурсы будут использоваться элитными группировками в борьбе за наследство.
— Не слишком ли вы пренебрежительно оцениваете человека, которого многие называют «главным врагом Акорды» и «лидером казахстанской оппозиции»?
— Я оцениваю Аблязова не как человека, а только как политическую величину. Любая пешка несет в себе потенциал ферзя.
В случае с Аблязовым необходима какая-то сумасшедшая комбинаторика в стиле Михаила Таля, чтобы этот потенциал реализовался
Что же касается так называемой «казахстанской оппозиции», то данное словосочетание вызывает у меня детскую улыбку. Следует понимать, что политическая оппозиция — это организационно структурированное движение с целями, задачами, разработанной тактикой и стратегией. Это не клуб любителей пива или виртуальная группа в Facebook, пусть даже и с участием ангажированных клоунов.