Антикоррупционная службы выявила, что с 2013 по 2015 годы свыше 1000 детей в ЮКО одновременно числились в нескольких детсадах.
В Махтааральском районе ЮКО антикоррупционная служба выявила хищение бюджетных средств в размере более 100 млн тенге при реализации госпрограмм «Балапан» и «Развитие образования на 2016 – 2019 годы».
Как сообщает пресс-служба Нацбюро по противодействию коррупции, деньги осели в карманах акимов сельских округов Алиева, Ибрагимова, Калдыбаева, Туршаева, Еримбетова, Бектурсынова, Сатыбалдиева. В сговоре с руководителями аффилированных дошкольных учреждений они на бумаге увеличивали количество воспитанников. На содержание малышей перечислялись деньги, которые впоследствии расхищались.
Наряду с этим в ЮКО выявлены многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологических норм. Практически все детсады не соответствовали установленным требованиям, использовались подложные заключения санитарно-эпидемиологических органов.
Аналогичные коррупционные преступления пресечены в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской, Мангистауской и Костанайской областях.
«Анализ показал, что основной причиной совершения этих и других преступлений послужило несовершенство правовых механизмов реализации программ, —
отмечают в антикоррупционной службе. —
Так, на сегодняшний день отсутствуют единые подходы при размещении госзаказа в дошкольных организациях, что позволяет должностным лицам местных исполнительных органов по своему усмотрению определять порядок конкурсного отбора. Не регламентированы правовой статус и состав комиссии, порядок ее создания, а также механизмы проведения конкурсов.
К примеру, в Костанае приказ о создании конкурсной комиссии по размещению госзаказа в дошкольных организациях подписан руководителем отдела образования города. При этом в его состав включены исключительно должностные лица отдела без участия общественности и депутатов. Такая ситуация сложилась и в других регионах страны, где составы комиссий утверждаются руководителями различных уровней.
Еще одной причиной коррупционных рисков в сфере дошкольного образования является несовершенство постановки на очередь детей для направления в дошкольные организации.
Правовые коллизии в данной сфере дают возможность должностным лицам создавать искусственные барьеры гражданам, выдавать направления в детсады в бумажной форме, нарушая список очередности.
Наряду с этим такие правовые пробелы имеются и в регламентах по оказанию данной государственной услуги на местах. Анализ реестра госуслуг показал, что вопросам социальной защиты ребенка (рождение и опекунство, воспитание, образование, досуг, содержание и обеспечение) посвящена 31 услуга. Из них предоставляются только в бумажной форме – 15, в электронной и (или) бумажной – 16, исключительно в электронной — 0.
Прямой контакт населения с услугодателями способствует системным нарушениям прав граждан и является причиной совершения коррупционных правонарушений.
Еще одним коррупционным фактором является существующая система формирования списка очередности в детские сады. В настоящее время постановка ребенка в очередь автоматизирована через веб-портал «Электронного правительства» либо Государственную корпорацию «Правительство для граждан», которые выполняют лишь посредническую функцию.
Список до сих пор формируется и контролируется территориальными подразделениями образования и сельскими акимами самостоятельно, что дает им возможность злоупотреблять должностными полномочиями.
Другой немаловажной проблемой являются «поборы» в учреждениях образования.
Так, на сегодняшний день в детских садах и школах активно функционируют «родительские комитеты», которые занимаются организационными вопросами, в том числе сбором денежных средств. При этом цели, сроки и размеры сборов устанавливаются по усмотрению работников организаций образования. По сути, это является распространенным видом бытовой коррупции, принимаемое как должное родителями и работниками учреждений образования.
Кроме того, вопросы защиты прав ребенка, регулируются в основном подзаконными нормативными правовыми актами.
Так, в Законе «Об образовании» насчитывается более 250 отсылочных норм, из них порядка 100 касаются дошкольного воспитания и обучения. Это противоречит Закону «О правах ребенка», где четко предусмотрено, что государственная политика в интересах детей должна быть основана на законодательном обеспечении прав ребенка, включая право на образование.
Более того, Закон «Об образовании» с 2007 года претерпел многочисленные изменения и дополнения (более 40 раз), что указывает на несовершенство законодательства».
В этой связи Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции рекомендовало Министерству образования и науки и местным исполнительным органам разработать единый нормативный правовой акт. По замыслу борцов с коррупцией, этот закон должен
Также предлагается
АДГСиПК предложило МОН разработать и принять Кодекс об образовании.
«Видится также целесообразным проведение глубокого внутреннего анализа и последующего устранения коррупционных рисков в деятельности дошкольных учреждений», —
резюмировали в антикоррупционной службе.