В Казахстане 36 видов налогов, а в Грузии — всего 7. С таким багажом из кризиса не выйти.
Экономисты и бизнесмены Казахстана попытаются упростить новый Налоговый кодекс РК. Планируется, что проект нового кодекса, предусматривающего снижение налоговой нагрузки на МСБ и упрощение налогового администрирования, будет готов к 1 мая 2017 года. Председатель Нацпалаты предпринимателей Аблай Мырзахметов считает, что жить дальше по старым правилам равносильно гибели. Ведь
с 2001 года объем Налогового кодекса РК вырос более чем в 3 раза
Поэтому экспертная группа с открытым составом планирует сделать новый свод правил максимально простым и понятным. В группу уже вошли Ораз Жандосов, Рахим Ошакбаев, Жарас Ахметов, Галим Хусаинов и другие.
«Новый налоговый кодекс будет понятен любому человеку – от торговки на базаре до главбуха супермаркета», — так образно выразился о грядущих переменах один из экспертов.
Как отметил член экспертной группы, председатель попечительского совета центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев,
в Казахстане сегодня чрезмерное количество налогов, которое «стимулирует» предпринимателей давать зарплату в конвертах
Согласно рейтингу PricewaterhouseCoopers (методика Всемирного банка), Казахстан занимает 18 место (из 20-и) в мире по легкости уплаты обязательных платежей. Составители рейтинга насчитали всего семь видов налогов в республике.
— Но если глубже посмотреть, без методики Всемирного банка, мы видим, что сейчас 13 видов налогов, а не семь. Также у нас 16 видов других обязательных плюс 7 внебюджетных отчислений. В совокупности мы видим 36 видов налогов и других обязательных платежей, — отметил Ошакбаев.
36 видов налогов – это очень много. К примеру, в Грузии их всего семь
В Украине обсуждают реформу по объединению всех налогов фонда оплаты труда и снижение их до 20%. Почему бы и нам так не сделать? У нас можно объединить все эти налоги в один и снизить до 10% (имеются в виду индивидуальный подоходный, пенсионный, социальный, а также ФОМС — ред.). Мы можем пойти на такой шаг, чтобы стимулировать развитие среднего бизнеса, — сказал экономист.
Еще один острый вопрос — апелляционный.
— Предпринимателям некуда идти за апелляцией! Вы жалуетесь в район, район — в область. На этом круг замкнулся. Затем идете в суд.
Статистика показывает, что не более 10% решений суда выносится в пользу налогоплательщика,
— посетовал Аблай Мырзахметов. — Сейчас этот институт попал в Налоговый кодекс. Со следующего года из Комитета госдоходов он будет передан в минфин. Налоговую комиссию из независимых экспертов будет формировать «Атамекен».
С тем, что репрессивную систему взимания налогов нужно немедленно менять, согласен и экономист Денис Кривошеев.
— Сложно не согласиться с НПП «Атамекен». Ведь
у нас за счет налоговых платежей к 2020 году нагрузка на зарплаты увеличится в среднем до 50%!
Даже сложно представить, есть ли шанс на рост доходов у работающего населения при таком раскладе, — считает экономист.
Пока была очевидна обратная тенденция: зарплаты в натуральном выражении сократились вдвое. Падает покупательская способность населения, а значит никакие программы, предложенные правительством, работать не могут.
Классическая вилка – доходы падают, спрос падает, а цены растут. С каждым новым витком разрыв увеличивается. И мы понимаем: пока экономику не «переполнят» реальными деньгами, восстановления не будет. А взяться деньгам неоткуда.
К сожалению, увеличение налогов не несет улучшения качества жизни, инфраструктура не становится лучше, медицина в упадке, как и образование.
Назрела необходимость не просто изменения Налогового кодекса, нужно изменять сам подход к налогам
Нужно уйти от практики взыскания налогов у источника. Это настолько упростит жизнь предпринимателям, что нам это даже сложно представить. Налоги должны платиться тем, кто получает доход.
Репрессивная система исчисления досталась нам от Советского Союза, но там она была оправдана. Изымая деньги централизовано, за них давался большой гешефт. Бесплатная медицина, квартиры, детские сады и лагеря, стопроцентные бюллетени и прочие радости для гегемонии. Все остальное, правда, было «от лукавого».
Изменить расстановку сил — значит запустить малый и средний бизнес, который не будет платить «втёмную». Это обеспечит равенство доступа ко многим услугам и оправдает страховую медицину, подоходный и социальный налоги.