Международные эксперты предлагают Египту провести девальвацию по примеру Казахстана и России.
Если Египет и может чему-нибудь научиться у развивающихся рынков, которые перестали контролировать свои валюты, так это потому, что половинчатый подход обречен на провал, пишет Bloomberg.
Эта страна последняя за два года объявила о свободном плавании своей валюты. Согласно данным 6 банков, включая Коммерческий международный банк Египта, египетский фунт упал на 45% и стал продаваться по курсу 16 фунтов за доллар. Теперь будущее экономики, ее привязанность к американскому доллару и черный рынок страны будут зависеть от того, сможет ли центральный банк оставаться в стороне, когда последуют неизбежные колебания курса.
Как показывает опыт таких стран как Россия, Казахстан и Аргентина, болезненные казалось бы последствия окупятся примерно через год, считает Дэвид Хоунер, стратег Bank of America Corp.
Более слабая валюта сделает египетский экспорт более конкурентоспособным, повысит привлекательность Египта для туристов
и снизит давление на центробанк, резервы которого резко упали после арабской весны.
— Когда курс находится в определенном коридоре, который снижает доверие из-за снижения резервов, и далек от справедливой стоимости — это плохой вариант, — заявил Хоунер из Лондона. — Такая корректировка не бывает легкой. Сначала ситуация ухудшается, но когда вы посмотрите на опыт стран, которые перевели свои валюты в свободное плавание, поймете, что это действительно выгодно.
Для такой страны как Египет, который всегда управлял обменным курсом своей валюты, переход к свободному плаванию будет жестким. Резкий рост расходов на импорт будет стимулировать инфляцию и сделает жизнь труднее для 92 миллионов граждан, доход которых на душу населения является одним из самых низких на Ближнем Востоке и Северной Африке.
Но всё, кроме полного отказа от регулирования курса, обречено на провал.
Когда политики начинают игру с обменным курсом, неизбежно активизируется черный рынок,
как свидетельствует эксперимент со свободным курсом валюты в Нигерии. Кроме того, эти игры могут быть очень дорогостоящими. Россия потратила $90 млрд, защищая рубль от спекулянтов в 2014 году, прежде чем отказаться от интервенций в ноябре того же года.
Даже в Египте попытки управлять фунтом, а не отпустить его полностью в 2003 году и начале этого года, привели к резкому росту неофициальной торговли и побудили частные лица и компании копить доллары из-за нехватки уверенности в стабильности национальной валюты.
Что случилось? Председатель Центрального банка России Эльвира Набиуллина заявила об отказе от валютных интервенций в ноябре 2014 года, поскольку страна столкнулась с санкциями и резким падением цен на ее основной экспорт — нефть. Рубль, который немного восстановился в 2016 году, по-прежнему ниже примерно на 32% по сравнению с тем периодом.
Было ли это эффективным? Через два года квартальная волатильность рубля вернулась к додевальвационному уровню. Инфляционные ожидания снижаются, чистый отток капитала замедлился, а Набиуллина получила высокую оценку как самый ортодоксальный председатель центробанка в Европе. Более того, по данным опроса, опубликованного в августе,
домохозяйства потеряли интерес к валютным колебаниям и держат 60% своих сбережений в рублях
Что случилось? 20 августа 2015 года Нацбанк Казахстана решил последовать примеру Китая и России — соседей и крупнейших торговых партнеров. Тенге с тех пор упал на 42%.
Было ли это эффективным? Центральный банк страны был вынужден потратить по меньшей мере $1,7 млрд, что составляет 6% его резервов, чтобы сгладить колебания наиболее в тот момент нестабильной валюты в мире. Через год тенге стабилизировался, валютные резервы выросли примерно на 13% в этом году и составили $31 млрд.
Что случилось? Президент Маурисио Макри отменил валютный коридор для песо 17 декабря 2015 года. Этот шаг был частью экономического капитального ремонта, направленного на привлечение инвестиций и подготовке к рывку экономики, страдающей анемией роста и нехватки долларов.
Было ли это эффективным? Несмотря на то что валюта упала на 27% в первый же день свободного плавания, падение с тех пор замедлилось, а инфляция демонстрирует признаки снижения. Квартальная историческая волатильность песо стала самой низкой в Латинской Америке. Инвесторы проявили большую уверенность в стране, поглотив международные облигации на рекордные $33 млрд, в то время как местный черный рынок, активный до девальвации, ощутимо просел.
Что случилось? Бывшая советская республика, импортер нефти, перешла к свободному плаванию своей валюты 21 декабря 2015 года после того, как центральный банк израсходовал более чем две трети резервов для поддержания маната. Валюта с тех пор упала на 39%.
Было ли это эффективным? В сентябре, чтобы поддержать валюту после трёхмесячного падения, власти вмешались, вынудив банки либо прекратить, либо ограничить свои продажи долларов. В то время как интервенции стабилизировали валюту,
восстановить доверие людей к манату после девальвации Азербайджану не удается
Почти 80% сбережений в стране в настоящее время хранится в долларах, сообщает S&P Global Ratings.
Что случилось? Центробанк второй по величине стране-производителя нефти в Африке уступил давлению рынка и отпустил нигерийскую найру в свободное плавание 20 июня 2016 года. С тех пор она упала на 38%.
Было ли это эффективным? Этот шаг не вернул инвесторов. Они раскритиковали центральный банк за микроуправление обменным курсом таким образом, что найра торговалась в узком диапазоне около 315 за один доллар с августа. В результате, спред между черным рынком и официальными ставками вернулся к додевальвационному уровню. Валютные резервы тем временем продолжают сокращаться и составляют $23,8 млрд, что примерно на $4 млрд ниже, чем в начале года.