Конституционная реформа кажется наиболее приемлемым шагом в формировании цепочки передачи власти в Казахстане, считает политолог Султанбек Султангалиев.
— Одним из значимых политических событий 2016 года для Центральноазиатского региона стала кончина президента Узбекистана Ислама Каримова. Какие уроки, по вашему мнению, должен вынести Казахстан из узбекского опыта транзита власти?
— На мой взгляд, не будет преувеличением сказать, что
неожиданная смерть Ислама Каримова потрясла казахстанский истеблишмент и ближайшее окружение президента
Личная трагедия семьи покойного узбекского лидера, первые акты которой разворачиваются на наших глазах, также не может не остаться без внимания.
Полагаю, что события в Узбекистане послужили толчком для подготовки к транзитному периоду в нашей стране, выразившейся в кадровых назначениях осени. Эффективность созданной Каримовым государственной системы управления, при всей ее авторитарности и клановости, проявила себя в том, как оперативно, автономно и без общественных потрясений наши соседи сумели обеспечить консенсус элит и преемственность власти.
В Казахстане подобный оперативный и мирный вариант передачи власти без консультативного вмешательства Москвы и Пекина почти невозможен,
поскольку уровень договороспособности элитных групп крайне низок.
Следовательно, для обеспечения общественной стабильности наша политическая система нуждается в постепенном транзите власти, который тормозится скорее не президентом, а его окружением, которое морально-психологически не готово к переменам.
Вывод из узбекского урока может быть только один — инициировать политические преобразования путем конституционной реформы с параллельным процессом либерализации общественной жизни.
Источник: Информационно-аналитический центр