В стране стоят 5 российских военных научно-исследовательских и испытательных полигонов.
После развала Советского Союза на территории СНГ остались многочисленные воинские части бывшего «центрального подчинения». Такие объекты автоматически попали под юрисдикцию России. В некоторых государствах такие части были выведены или даже уничтожены (в Латвии РЛС «Дарьял-УМ» попросту взорвали).
В других странах-лимитрофах базы сохранились на бесплатной (Беларусь) или платной основах. Например,
Казахстан сумел неплохо пополнить казну за счет выплат Министерства обороны России
Отметим, что сегодня Россия имеет 25 военных баз за пределами страны, а США — более 800. При этом какой-то логики в их размещении не видно. Газета «Коммерсантъ» так отозвалась о российском военном присутствии за границей:
«Глядя на карту военных баз, нельзя отделаться от ощущения некоторой хаотичности их размещения. Похоже,
это связано с общей проблемой наших вооруженных сил — отсутствием четких представлений о стоящих перед ними задачах и концепции их применения
Зарубежные базы (как и все остальное в армии) — не самоцель, а инструмент. Однако пока ни политики, ни военные не могут четко ответить на ключевой вопрос: зачем нужен этот инструмент и как он будет применяться «в случае чего».
Сегодня сотрудничество Казахстана и России в плане обороны подразумевает несколько направлений.
Основными договорами между Россией и Казахстаном являются:
До распада СССР на территории Казахстана находилось 8 крупных испытательных полигонов, занимавших более 7% его территории. Сегодня осталось пять. Такие данные приводит представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов.
Условия использования Россией оставшихся военных научно-исследовательских и испытательных полигонов были оговорены различными двусторонними соглашениями. Как правило, за объекты платят арендную плату, также Россия продает вооружение и военную технику по внутрироссийским ценам.
Сейчас в Казахстане функционируют следующие полигоны (общая площадь несколько миллионов гектаров).
Полигон «Сары-Шаган» на озере Балхаш и отдельный радиотехнический узел 3-й отдельной армии ракетно-космической обороны Космических войск ВС России (объект «Балхаш-9»).
На этом полигоне в середине 1960-х была построена стационарная РЛС первого поколения «Днестр»
В 70-е годы к ней добавились две радиолокационные станции «Днепр» и командно-вычислительный центр, входящие в систему предупреждения о ракетном нападении. Узел входит в единую систему предупреждения о ракетном нападении, а также осуществляет фиксирование технических параметров испытываемых на полигоне «Сары-Шаган» боевых ракетных комплексов.
Космодром «Байконур» в Кызылординской области и 171 авиационная комендатура в Караганде (предназначена для тылового обеспечения и управления поисково-эвакуационными работами при запусках и посадках космических аппаратов с космодрома «Байконур»). Вообще же
«Байконур» — один из самых масштабных военных объектов стратегического назначения в мире,
с множеством разнообразных построек как наземных, так и подземных. На космодроме возможны запуски всех типов ракет-носителей.
Полигон «Тайсойган» в Атырауской области — государственный летный испытательный центр (ГЛИЦ) N 669.
«Тайсойган стал полигоном в 1949 году, с 1952-го здесь стали проводиться ядерные испытания. С тех пор на полигоне дислоцировались ракетные войска стратегического назначения и военно-воздушные силы. По официальным данным, в период 1966-1977 гг. на полигоне было проведено 24 ядерных испытания. Взрывы производились под землей на глубине 500 метров. По информации Министерства обороны РК, с 2000 года на полигоне не было произведено ни одного испытания. В 2006 году Министерство охраны окружающей среды РК провело комплексное исследование и пришло к выводу, что полигон не оказал какого-либо отрицательного воздействия на здоровье местных жителей. Однако известно, что здесь резко возросло количество больных онкологическими и психическими заболеваниями, участились и случаи суицида» (Данные портала azh.kz).
К российским военным базам в Казахстане также относятся:
«Данные полигоны используются для испытаний стоящей с 1995 г. на боевом дежурстве российской системы противоракетной обороны А-135, для чего создана так называемая «Южная трасса», включающая в себя полигоны «Капустин Яр», «Торетам» («Байконур»), «Сары-Шаган» и полигон «Кура» на Камчатке, — пишет Марат Шибутов. На полигоне «Сары-Шаган» также находятся радиолокационные станции, входящие в российскую систему предупреждения о ракетном нападении. Так как РВСН является ключевым фактором безопасности России, то важность «Южной трассы» нельзя недооценивать».
Отдельно отметим полигон «Эмба», расположенный в Атырауской и Актюбинской областях. В 2016 году объект был закрыт, его площадь передана Казахстану.