ЕАЭС явно буксует — за 2016 год особо хвастать нечем. И эксперт из Москвы напоминает, что с Казахстаном можно решать вопросы и напрямую…
Рассуждая о перспективах политики Казахстана в 2017 году, российский эксперт Ревский из политологического центра «Север-Юг» сообщил ИАЦ несколько любопытных тезисов. Фактически признав малую эффективность ЕАЭС как объединения, он напомнил всем, что прямые взаимоотношения между Москвой и Астаной куда продуктивнее:
— Можно предположить, что в следующем году вопросы двухсторонних отношений между Москвой и Астаной будут приобретать все более самостоятельный характер в сравнении с сюжетами вокруг ЕАЭС — безопасность, космос, приграничное сотрудничество.
И, на мой взгляд, это правильно.
Евразийская интеграция не может «подменять» весь комплекс российско-казахстанских отношений,
да и существуют целые блоки, которые нужно решать только через двухсторонний диалог, не «привязывая» договоренности к позиции Бишкека, Минска или Еревана. Даже в рамках экономических проблем или, точнее, именно с точки зрения решения экономических проблем.
«Развязать» в информационном поле темы ЕАЭС и «двухсторонку» — также вполне логичный и разумный шаг. Тем более, что через прямые контакты Кремля и Акорды можно работать намного быстрее и эффективнее.
Это не означает, что тема ЕАЭС будет полностью выведена в многосторонний формат. Но ведь нужно учитывать и то обстоятельство, что
больших позитивных результатов от ЕАЭС на 2016 год добиться не удалось,
общественная поддержка проекта сохраняется, но ее уровень либо остается неизменным, либо даже несколько «просел». А сейчас
настало время «взбодрить» население яркими позитивными результатами
Через бюрократические споры вокруг налоговых и таможенных вопросов в рамках ЕАЭС такого эффекта добиться очень сложно.
Поэтому велика вероятность, что в предвыборный для России год акценты будут переноситься на реальные двухсторонние проекты между РК и РФ. Это не означает отказа от продвижения евразийской интеграции, но свидетельствует о том, что власти в поисках «позитива» будут вынуждены в тактическом плане скорректировать (по крайней мере) информационную линию.
Глобальных же перемен по линии отношений РК и РФ ожидать явно не стоит. Казахстан продолжит развивать многовекторный курс, сохраняя российское направление как приоритетное. Но проблемы привлечения внешних инвестиций, как справедливо отметил Сергей Рекеда, мотивируют Астану на поиск дополнительных точек опоры.
При очевидной неясности отношений с ЕС и США, вероятнее всего, произойдет дальнейшее развитие экономического диалога с Китаем и попытки расширить контактные зоны с Индией, Японией и Южной Кореей.
Впрочем, если не случится каких-либо форс-мажорных событий, то год 2017 станет для Казахстана промежуточным в ожидании важнейших для всего постсоветского пространства российских выборов 2018 года. Очевидно, что
Астана рассчитывает, что в стратегии на новый президентский цикл Кремль четко и ясно обозначит перспективы отношений с главным союзником по СНГ
Вполне вероятно, так и произойдет. Но и коррективы, которые может внести в эти планы дальнейшее обострение международных отношений, не следует сбрасывать со счетов.