Салафиты в Казахстане работают не с социальными аутсайдерами, а с бизнесменами и политической элитой.
Современный салафизм — это крайне притягательный идейный вирус, который может хорошо распространяться
В его арсенале имеются десятки приемов психологического воздействия. Так считает известный казахстанский богослов, руководитель ОО «Ансар» (Актобе) Аскар Сабдин.
По мнению Аскара Сабдина, такфиризм (салафизм) дает неискушенному человеку (особенно молодому) множество иллюзий.
— Прежде всего это «монополизация истины», дающая чувство исключительности, — объясняет теолог. — Кроме этого, наделение дилетантов-неофитов полномочиями ученых (так называемый «синдром богослова»). И еще использование конфликтологии, когда религиозное учение представляется неким конфликтом, «экшном», боевиком, боем без правил (что, безусловно, крайне привлекательно для молодежи).
Салафизм — субкультура со своей корпоративной лексикой, внешним видом и поведением, что тоже необходимо для самоидентификации молодого человека
Причем все это делается под громкими религиозными лозунгами «очищения ислама», борьбы единобожников против многобожников, возврата к «чистому исламу» праведных предков. Поэтому основные проблемы распространения салафизма скрыты в идейно-ценностных ориентирах.
Именно этими двумя словами Аскар Сабдин характеризует продолжающиеся дискуссии о вреде/пользе/нейтральности салафизма в Казахстане.
— На заре независимости РК
было немыслимо, что верующие мусульмане будут отрекаться от родителей, отказываться сидеть с ними за одним столом,
обвинять других мусульман в неверии, угрожать им огнем Ада, не признавать обычаи, культуру, традиции своих предков, противостоять обществу и государству. А сегодня такое поведение считают нормой даже отдельные депутаты! — возмущается актюбинский ученый.
Аскар Сабдин приводит пример, когда реальная проблема теряет свою суть, пройдя через «сито» бесконечных симпозиумов, конференций и заседаний. Так, по проблеме салафизма в Казахстане с 2012 года было проведено более 30 конференций, не давших никакого результата.
— Я был участником международной конференции в Национальной библиотеке в Астане, — вспоминает А. Сабдин. — Там президент международного фонда убеждал собравшихся в необходимости дружбы с салафитами. Но при этом он уходил от любых вопросов по теологической составляющей салафизма. На этой конференции я еще больше убедился в том, насколько глобальным является тренд по внедрению вируса салафизма в мусульманскую среду. Этот проект, очерняющий ислам, дает свои результаты в Ливии, Сирии, Ираке, Нигерии, странах Европы.
Каждая последующая конференция либо другая встреча непременно перерастала в дискуссию на тему умеренности либо радикальности природы салафизма.
Все, кто в открытую критиковал политику уполномоченных органов, связанную с обелением салафизма, подвергались дискредитации в информационном поле
Салафитская «экспертократия» объявляла их шиитами, хабашитами, сектантами, суфистами, агентами и даже противниками общественной стабильности.
В качестве конкретного примера Аскар Сабдин приводит июньский теракт в Актобе.
— Я уже четыре года являюсь руководителем одного из реабилитационных центров и за это время провел индивидуальные беседы более чем с 500 радикалами. При этом
политически мотивированная часть салафитов работает не с социальными аутсайдерами, а с творческой, спортивной, политической элитой, с бизнесменами, СМИ, чиновниками
Именно поэтому после каждого теракта проблема салафизма попросту «забалтывается».
Во-первых, «эксперты» начали трубить, что это никакие не салафиты, а хауариджи, такфиристы, игиловцы и т. п. Я же еще в 2014-2015 годах, во время известных событий в нашем регионе, лично встречался с 12 террористами из той группы, а уже после случившегося теракта 5 июня 2016 года — с шестью из восьми взятых живыми террористов. И могу ответственно заявить: все они являются салафитами. Кстати, об этом четко заявил президент Н. Назарбаев на заседании Совета безопасности РК.
— В ходе бесед я спрашивал арестованных террористов о их убеждениях, — продолжает руководитель ОО «Ансар». — Так вот, все они изучали «Три основы» Ибн Абдулваххаба. Также они слушали лекции Д. Мубарова. Признают авторитетами ибн Таймию, ибн База, ибн Усаймина, Албани и других идеологов салафизма. Подробно рассказывают о делении единобожия на три вида.
Все арестованные читали намаз не по мазхабу, не признают чтение Корана по душам усопших
Одним словом, налицо идеологический портрет среднестатистического салафита. Позже в Актобе были направлены столичные специалисты. Все характеристики о салафитских убеждениях задержанных они подтвердили.
В этой связи крайне важно понять теологическую составляющую салафитской идеологии. У нас же зачастую дискурс в этом направлении формировали политологи и криминалисты. Такой подход в свое время и способствовал зарождению ИГИЛ. Когда после операции американцев «Буря в пустыне» иракские спецслужбы встревожились активностью религиозно мотивированных радикалов, было принято решение «возглавить мафию изнутри». Но
агентурные навыки сотрудников не устояли перед натиском религиозной идеологии, и вскоре социалисты-баасисты превратились в убежденных радикалов
В настоящее время такая проблема актуальна и для нашего общества. Я бываю во многих исправительных учреждениях, в том числе и в так называемых «БС» (для бывших сотрудников). Так вот, там уже есть бывшие сотрудники правоохранительных органов, попавшие под влияние радикальной религиозной идеологии.