МЗСР РК представило на рассмотрение Межведомственной комиссии законопроект по вопросам здравоохранения и социально-трудовой сферы.
3 ноября в Министерстве юстиции РК состоялось заседание Межведомственной комиссии, на рассмотрение которой был представлен проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения и социально-трудовой сферы».
Выступая на заседании Вице-министр здравоохранения и социального развития РК Елжан Биртанов сообщил, что разработка данного законопроекта обусловлена необходимостью совершенствования и развития законодательства РК в социально-трудовой сфере и системе здравоохранения, включая вопросы внедрения обязательного социального медицинского страхования (далее – ОСМС), а также в целях реализации:
протокольного поручения главы государства от 14 июня 2016 года о необходимости проведения анализа вновь принятых законов в социальной сфере на предмет возможных социальных рисков,
государственной программы развития здравоохранения РК «Денсаулық» на 2016 — 2019 годы,
81 шага Плана Нации «100 конкретных шагов».
Проектом Закона предусматривается:
1. Расширение перечня лиц, за которых взносы в Фонд обязательного социального медицинского страхования (далее – Фонд) уплачивает государство:
— лицами, осуществляющими уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
— неработающими оралманами в течение 1 года;
— лицами, завершившими учебу по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования в течение 6 месяцев после завершения обучения;
— иностранцами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в Казахстане, из числа категорий, за которых взносы уплачивает государство (12 социально-уязвимых категорий, прописанных в Законе РК «Об обязательном социальном медицинском страховании»).
2. Расширение охвата граждан РК обязательным социальным медицинским страхованием.
В частности, в систему ОСМС будут вовлечены лица, не входящие в состав рабочей силы (данное понятие введено Законом РК «О занятости населения»), за исключением лиц, за которых поступают взносы от государства и которые освобождены от уплаты взносов в соответствии с Законом РК «Об обязательном социальном медицинском страховании». К данной категории лиц относятся, к примеру, домохозяйки, люди, занятые производством для собственного потребления. Они будут самостоятельно осуществлять взносы в Фонд исходя из ставки 2% от минимального размера заработной платы с 1 января 2018 года, 3% — с 1 января 2019 года, 5% — с 1 января 2020 года, 7% — с 1 января 2021 года.
В систему ОСМС также предлагается вовлечь граждан, работающих за рубежом, за исключением выехавших на постоянное место жительства за пределы республики. Они будут самостоятельно перечислять взносы в Фонд исходя из дохода, но не менее минимального размера заработной платы, установленной на соответствующий финансовый год. Ставки и сроки уплаты взносов будут аналогичны предложенным для лиц, не входящих в состав рабочей силы.
Кроме того, в систему ОСМС будут вовлечены лица, работающие в представительствах международных организаций в РК, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в РК. Для приобретения ими права на получение медпомощи в системе ОСМС, им необходимо будет отчислять взносы от доходов, начисленных работодателями, за исключением доходов, с которых не уплачиваются отчисления и взносы, определяемых уполномоченным органом. Их ставки и сроки уплаты взносов будут аналогичны предложенным для лиц, не входящих в состав рабочей силы.
3. Предлагается, чтобы государство перечисляло в Фонд средства за оказание медицинской помощи военнослужащим, сотрудникам правоохранительных и специальных государственных органов вне военно-медицинских организаций (НИИ, частные и государственные медорганизации).
4. В целях обеспечения равного доступа к медицинским услугам и амбулаторному лекарственному обеспечению, установления единых тарифов на медицинские услуги для всех регионов, формирования целостной системы контроля за эффективным использованием средств, выделяемых на здравоохранение предлагается консолидировать затраты на республиканском уровне путем увеличения расходов республиканского бюджета и сокращения (изъятия) расходов областных бюджетов и бюджетов гг. Астана и Алматы в части гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее — ГОБМП).
Это обусловлено тем, что с 1 января 2018 года предлагается передать Фонду функции по оплате всех медицинских услуг в рамках ГОБМП.
5. Учитывая, что ОСМС кроме оказания медицинских услуг включает лекарственное обеспечение стационарных и амбулаторных больных, законопроектом предусматривается вовлечение в систему ОСМС субъектов здравоохранения в сфере обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В связи с этим предлагается выведение из под действия Закона РК «О государственных закупках» закупа фармацевтических услуг в рамках ГОБМП и в системе ОСМС, а также закупа услуг по хранению, транспортировке, учету и реализации лекарственных средств и изделий медназначения, и определение порядка их закупа Правительством РК.
6. В целях совершенствования корпоративного управления в медицинских организациях предлагается расширить полномочия наблюдательного совета, внедрить коллегиальный исполнительный орган (правление) и службу внутреннего аудита.
7. Учитывая, что проектом Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам обязательного социального медицинского страхования» (находится на рассмотрении в Парламенте РК) предусматривается передача медицинского обслуживания учащихся общеобразовательных школ в систему здравоохранения, данным законопроектом предлагается внесение поправок в некоторые законодательные акты, направленных на дальнейшее реформирование школьной медицины.
Нововведения направлены на совершенствование оказания медицинской помощи в специализированных, специальных организациях образования (для детей с ограниченными возможностями), организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
8. Усовершенствование положений Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» в регулировании отношений в сфере международного сотрудничества (вопросы стратегического партнерства организаций медицинского образования и науки РК с ведущими зарубежными медицинскими организациями образования).
9. Внесение изменений в Закон РК «О занятости населения» в части наделения центров занятости населения полномочиями по разработке, утверждению и ведению индивидуальных карт занятости для безработных граждан, а также выдачи данным лицам справок о регистрации в качестве безработного.
Принятие законопроекта не повлечет негативных экономических, социальных, правовых последствий, отмечают в минздраве.