Генпрокурор РК Жакип Асанов выступил в мажилисе на парламентских слушаниях, посвященных модернизации УК РК.
Глава надзорного органа отметил, что в настоящее время лишение свободы в отношении ряда преступлений стало применяться реже.
«Первый и главный плюс, Уголовный кодекс РК стал значительно гуманным. Его репрессивность снижена на 30%. Раньше могли посадить даже за мелкую кражу, если он (преступник) рецидивист. Такие перекосы сейчас исключены. Стало больше альтернативных наказаний. Люди имеют шанс исправиться без изоляции от общества и семьи», —
цитирует Асанова zakon.kz.
За четыре года с момента запуска проекта «10 мер по сокращению заключенных» количество обитателей тюрем Казахстана значительно сократилось.
«Формула проекта простая – заслужи свободу сам! Итог: без единой амнистии сократили их на 30%. С 52 до 36 тысяч человек. В мировом тюремном рейтинге Казахстан с 30 места вышел на 62. Все это на фоне, подчеркиваю, снижения рецидивной преступности. Мировое сообщество признает проект «10 мер» важным успехом РК в сфере правосудия. В этом заслуга и рабочей группы мажилиса. Тогда, уважаемые депутаты, вы поддержали нас и эти меры были включены в УК, хотя их не было в правительственной версии», —
отметил генеральный прокурор.
В то же время, по его словам, УК РК усилил защиту общества и государства.
«Ввели наказание за сепаратизм, участие в вооруженных конфликтах, пожизненный запрет коррупционерам на госслужбу, педофилам — на работу с детьми. Через год заработает норма о химкастрации. Второй важный плюс – уголовный процесс стал более ориентированным на человека. Старый УПК еще до возбуждения позволял опросы, осмотры, изъятия, экспертизы. Весь этот арсенал применялся силовиками, в то же время вовлеченные люди никаких прав не имели. Сейчас нет жалоб на отказ в возбуждении уголовного дела. Регистрируем все. Процесс идет сразу, укрытых практически нет, нет возврата на доследование, приговор либо обвинительный, либо оправдательный», — пояснил генеральный прокурор.
Более 1 тысячи лиц были допрошены лишь один раз — такие данные привел Асанов.
«Потом их не тревожили. Это важно для детей, чтобы не травмировать психику. Дистанционный допрос, без острой надобности никого не везут из других городов. Удобно, выгодно людям и бюджету. Дали понятие доставлению и времени фактическому задержанию. Итог — в пять раз меньше необоснованно доставленных в органы. Впервые введено правило Миранды. Арестованных стало меньше на период следствия — на 17%», —
отметил спикер. —
Третий важный плюс – усилен судебный контроль. Суд санкционирует не только аресты, но и обыски, выемку, арест имущества и другое. За 2 года свыше 100 тысяч санкций, любое действие следствия и прокурора можно обжаловать в суде».
В-четвертых, УК РК расширил возможности примирения сторон.
«С 2013 года проект введен, если стороны пришли к согласию, а деяние не тяжкое и нет смерти, то дело обязаны прекратить. За три года за примирением до суда прекращено до суда в пять раз больше. Рады и потерпевшие, и виновные. У нас же больше времени на более сложные дела. Пятый плюс – за два года совершено более 7 тысяч сделок о признании вины: быстрее гасится ущерб, смягчается наказание, суды рассматривают такие дела за один день, без вызова свидетели и потерпевших. Это очевидные дела», — перечислил Генеральный прокурор.
В заключение Асанов подчеркнул, что главным плюсов уголовно-исполнительного Кодекса является направленность на мотивацию заключенных.
«То есть ведешь себя хорошо, возместил ущерб, досрочное освобождение тебе гарантировано. Мы вышли за рамки традиционных прокурорских проверок в колонии. Мы не только сейчас проверяем, на основе глубокого анализа даем КУИСу детальнее планы, что надо делать, чтобы массово вовлечь тех же заключенных к труду, как обеспечить занятость, как обеспечить реализацию. Такие готовые планы даем, дальнейшее развитие зависит от менеджмента колонии», —
резюмировал глава надзорного органа.
Модернизацию Уголовного кодекса Казахстана обсуждают в парламенте