Данияр Таубаев — один из учредителей фирмы, разорение которой ударило по строительству Азиатского газопровода.
Стратегически важный Азиатский газопровод строится по особому соглашению между правительствами Казахстана и Китая. Это первый проект в газовой отрасли Казахстана, направленный на развитие транзитного потенциала и диверсификацию поставок природного газа. Между тем, при строительстве газопровода возникли финансовые сложности, которые пришлось решать через суд.
ТОО «СтройТехМонтаж 2050» в 2015 году строило вахтовый поселок для рабочих в Южном Казахстане, прокладывающих четвертую нитку Азиатского газопровода. Заказ на строительство был получен от основного подрядчика по проекту, АО «КазСтройСервис». Сумма контракта на субподряд составила 1,5 млрд тенге.
Увы, «СтройТехМонтаж 2050», которым и руководил Данияр Таубаев, задолжал своим рабочим настолько, что те обратились в суд. И выиграли. А в суде всплыли очень неоднозначные детали.
— Я трудоустроился в «СтройТехМонтаж 2050» в августе 2014-го, — рассказывает бывший подчиненный Таубаева, Виктор Шлейхер. Он работал в ТОО «СтройТехМонтаж 2050» начальником отдела закупок и логистики. Поэтому все закупки для выполнения контракта проходили через него. — Нашей задачей было строительство одного из 7 вахтовых поселков на линии четвертой нитки Азиатского газопровода. Проблемы с зарплатой начались в начале 2015-го, люди стали скандалить. Не платились налоги и не перечислялись деньги в пенсионный фонд. К тому моменту в офисе и непосредственно в рабочем поселке трудилось около 30 человек. Многие рабочие офиса обратились к руководству фирмы с претензиями. Руководство в свою очередь обвинило весь коллектив в плохой работе, что якобы явилось причиной невыплат заработной платы.
Начались массовые увольнения. Тогда мы выяснили, что ранее те же самые учредители, но без Таубаева, уже создавали одноименное предприятие, только с цифрами 2030. И с такой же печальной историей
Работало это предприятие в Атырау — строило дороги к насосным станциям. Выяснить, куда делись деньги в той фирме, не в нашей власти, однако работавшие в прежней фирме люди говорили, что после перечисления на фирму аванса у начальства стали появляться дорогие машины. В конце концов новая фирма, где работал я, стала без всякого финансирования выполнять обязательства по контрактам старой фирмы. Когда долг по зарплате составил уже 4 месяца, коллектив обратился в прокуратуру и государственную инспекцию по труду. Проверка подтвердила нарушения со стороны руководства. Работы на объекте в Южном Казахстане остановились где-то в феврале 2016 года, когда окончательно разбежались все рабочие, устав слушать обещания.
— Проблема в том, что учредители фирмы, когда брали этот контракт, схватились за него, не имея сметы. Поэтому и получилось, что фирма согласилась выполнить дорогостоящий объем работ за меньшие деньги. Это была изначально провальная идея. Вплоть до моего увольнения полной сметы не существовало в природе.
В декабре 2015 года группа бывших сотрудников ТОО «СтройТехМонтаж 2050» обратилась в суд о принудительном взыскании задолженности по зарплате. Виктор Шлейхер также имеет на руках вступившее в силу решение суда в свою пользу.
Перед всеми уволившимися руководство ТОО «СтройТехМонтаж 2050» имеет миллионные долги. Но не выплачивает
— Сейчас, чтобы воспрепятствовать выплатам по исполнительным листам, деньги от «КазСтройСервиса» за выполненные ранее работы перегоняются в какую-то третью аффилированную фирму, так как счета «СтройТехМонтаж 2050» арестованы в счет погашения долгов по зарплате и искам третьих лиц. Кроме того, из рабочего поселка вывезено почти все имущество и оборудование, хотя его реализация судебными исполнителями могла бы покрыть часть задолженности по зарплате, — говорит Виктор Шлейхер.
В редакции имеются 2 акта вывоза с территории временного лагеря в июле 2016 года почти всех строительных вагончиков и различного оборудования. Под всеми актами стоит подпись Данияра Таубаева и одного из учредителей — Керимбетова.
Местонахождение вывезенного имущества неизвестно. С этим сейчас разбираются судисполнители.
Мы позвонили Данияру Таубаеву, чтобы выслушать его точку зрения на происходящее, однако он заявил, что диалога не получится, он не желает разглашения этой истории в СМИ. А следом прислал на мобильный телефон SMS-сообщение: «Будете вмешиваться — подам в суд!»