Религии, пришедшей из арабских стран, нужно противопоставить культ предков, убежден Расул Жумалы.
Представляя читателям свою новую книгу «Арабский пасьянс. Хроники столетия», выпущенную при поддержке Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан (КИСИ), эксперт рассказал о своем видении «арабской весны», ее применимости к реалиям Казахстана и салафизме. Представляем нашим читателям наиболее острые тезисы г-на Жумалы.
События арабской весны напрашивались, о них говорили многие эксперты-арабисты. Когда это всё дело взорвется, а в некоторых случаях взрывается через пять лет или через 50, поэтому понять, в какой именно момент — это и стало для многих исследователей неожиданностью. Например, на момент революции в Тунисе было наибольшее количество пользователей социальных сетей. Люди, которые имели доступ к альтернативной информации, стали задумываться, почему молодежь влачит такое печальное существование, почему много безработных….Молодежь должна иметь работу, достойную зарплату — это важная социальная функция. И наконец несменяемая власть. В Тунисе оппозиция имела опции, был плюрализм в обществе. Если смотреть на тунисскую революцию с точки зрения, что стало с другими странами, можно отметить, что там не было гражданской войны, ситуация выровнялась в течение полугода. В 2015 году состоялось национальное примирение благодаря «национальному квартету», который состоит из четырех партий. Кстати, за это они получили Нобелевскую премию мира. Это говорит о прогрессивности общества.
Страны Персидского залива влияли на арабскую весну. Это была попытка трансформации экономического влияния в политическое. Для этих стран свойственен салафизм, ваххабизм. Это их выбор мировоззрения, но не наш.
Понятие «салаф» означает «предки, предшественники». Но наши предки – это Абай, Бухар-жырау, Яссауи и др.
Это люди и личности, которые пользуются большим авторитетом среди мусульман. Но вместо того чтобы гордиться своим ми предками и их достижениями, мы ориентируемся на других – на Россию, Запад, арабский мир. Вообще, это укор для интеллектуальных кругов страны, которые не смогли создать альтернативу. Борьба со стороны госорганов, которую мы видим, — запретить, закрыть, не допускать… Этот путь точно не приведет к успеху. У нас есть корни, история и цивилизация, мощные традиции. Надо говорить о преимуществах – это дело интеллектуалов. Посмотрите,
в кочевом обществе не было сиротства, домов престарелых — это все основа нашего выживания, которая сохранилась, несмотря на голодомор и войны
Источник: Саясат