Умершие по дороге птицы — часть платы за жирафа, отправленного из Алматы в зоопарк Ташкента.
Помимо погибших при транспортировке туканов зоопарк Алматы получил еще рептилий и птиц.
Согласно документам, отдав всего одного жирафа в Ташкент, взамен алматинский зоопарк получил аж 35 особей рептилий и пернатых. Однако, как говорят специалисты, даже при таком раскладе обмен равноценным не назовешь. Часть привезенных животных можно было спокойно достать и в Казахстане.
— Тех же сухоносов (водоплавающая птица семейства утиных ) у нас в Казахстане огромное количество. Бакланы? Ими тоже Казахстан забит. Зачем они нужны? — удивляются специалисты.
Помимо сухоносов и бакланов алматинский зоопарк получил туркестанских агам, среднеазиатских кобр, серебристых чаек, белых и черных аистов. Всего 35 особей. Кстати, 2 из них —
туканы (птицы отряда дятлообразные) до Алматы так и не доехали: погибли по дороге от холода, из-за нарушений правил перевозки
— Если говорить с точки зрения выгоды этого обмена и его необходимости, возникает много вопросов. В первую очередь о его равноценности. Средняя стоимость жирафа — около 30 тысяч долларов. При самых больших запросах торговцев животными, все, на что обменяли жирафа, стоит максимум 5 тысяч долларов, — поясняют специалисты.
Кстати, в договоре об обмене животными с зоопарком Ташкента значится еще и несколько особей копытных. Но
в Алматы ни лама, ни аммотрагус африканский (гривистый баран), ни пятнистый олень, ни лань с джейраном так и не прибыли. И, вероятнее всего, уже не прибудут
— В договоре есть копытные, но копытные сюда не приехали. Дело в том, что ввоз копытных из Узбекистана в Казахстан сейчас запрещен. Карантин. И они должны были это знать, когда заключали договор, — говорят специалисты.
Успокаивает только то, что невозможность забрать животных у экспортера, согласно условиям договора, заключенного между зоопарками, не повлечет судебных разбирательств. Разрешение любых споров предполагается путем «мирных переговоров».
Особенно удивило зоозащитников и специалистов то, как животные, приобретенные по обмену у ташкентского зоопарка, транспортировались в Алматы. Большинство рептилий и птиц из южных широт не переносят холода. И вряд ли об этом не знают в алматинском зоопарке. Тем не менее их перевозили в кузове обыкновенного грузовика фирмы MAN, совершенно для этого неприспособленном и холодном. Кстати, смерть двух туканов в дороге и стала результатом такого небрежного отношения к животным, а такая перевозка удивила и инспекторов дорожно-патрульной полиции, которые по пути следования останавливали и проверяли грузовик.
— Обычный холодный грузовик был. Никакого специального оборудования. Холодильник натуральный. И там все эти животные, птицы, рептилии на холоде. Поэтому туканы и погибли оба. Как змеи выжили — непонятно, — говорят зоозащитники.
По словам все тех же неравнодушных волонтеров из числа защитников животных, в неприемлемых условиях в алматинском зоопарке сейчас содержатся и гиены.
— Привезли недавно гиен в зоопарк, которые сейчас тоже сидят на улице. Этого категорически нельзя делать. Им очень холодно. Это африканские животные. Им нужны специальные условия, — говорят неравнодушные алматинцы.
К сожалению, сколько бы ни говорилось, что в алматинском зоопарке давно пора навести порядок, а воз и ныне там. Изменения в одном — сообщения о гибели животных стали поступать чаще. Только за последние три недели здесь погибли молодой жираф Мелман и единственный остававшийся в живых гепард.