2016-й год в историю отечественного кино войдет как эпоха незатухающих скандалов.
Последний из них разразился на вяло прошедшей церемонии закрытия кинофестиваля «Евразия». Засыпающих зрителей разбудил Адильхан Ержанов, получивший приз за лучшую режиссуру, сообщает портал «Радиоточка».
— У меня есть две новости. Одна хорошая, а вторая плохая. Хорошая заключается в том, что мне дали запуск на «Казахфильме». Плохая новость – 80 миллионов из выделенных 100 Жубандыков забрал себе. Я хочу обратить внимание министерства на это, для того чтобы коррупции в кино не было.
Зал поддержал режиссера овациями. Однако уже через два дня выяснилось, что конфликт между Жубандыковым и Ержановым исчерпан, а продюсер проекта «Рассвет» Серик Абишев принес свои извинения за вспыльчивость режиссера. Естественно, первая мысль, проскользнувшая среди кинематографистов, была о том, что Жубандыков, опасаясь за свою карьеру, вернул Ержанову бюджет, а тот в свою очередь решил спустить конфликт на тормозах. Однако догадки догадками, а в ситуации нужно было разобраться до конца, учитывая тот факт, что она уже успела прогреметь в прессе и грозила судебным разбирательством либо по факту коррупции (со стороны вице-президента «Казахфильма» Жубандыкова), либо по факту клеветы (со стороны режиссера Ержанова). Мы встретились с обоими участниками конфликта, и вот что удалось выяснить.
Серик Жубандыков при личной встрече сообщил следующее.
— Мне кажется, что весь конфликт родился из-за импульсивности Адильхана. Дело в том, что возникло некое недопонимание на самой «Евразии» и видимо, побоявшись, что теперь еще и проект будет закрыт, он высказал свои доводы со сцены, когда получал награду за лучшую режиссуру.
Вторым фактором было то, что мы уже подписали все бумаги относительно запуска проекта «Рассвет», но так как в этом году с финансированием довольно туго, было решено, что сначала будет выделено 20 миллионов, а на следующий год оставшиеся 80, и съемки будут продолжены. Этот вопрос был оговорен и с Ержановым, и с Абишевым. Они должны были снять уходящую натуру и мы требовали отчитаться за потраченные деньги. Видимо, наша настойчивость в вопросах отчета тоже сыграла свою роль. Наверное, ему показалось, что в очередной раз все хотят проект закрыть, помешать и т. д., хотя мы читали сценарий и прошли все процедуры, соответствующие запуску его на «Казахфильме».
Мы объясняли, что у нас не частный фонд, который может вытащить все деньги сразу и отдать их на производство, существует законом установленный порядок. Отчитались за потраченные деньги — получаете следующий транш. На данный момент ничего не изменилось. Съемочная группа получила 20 миллионов и на следующий год получит оставшуюся сумму.
Естественно, возник вопрос, почему Ержанов предъявил претензии лично к Жубандыкову, а не ко всей студии «Казахфильм», и почему подобное заявление не было доведено до судебного разбирательства. На этот вопрос Жубандыков ответил следующее:
— Да, для меня лично обвинения в мой адрес были неприятной неожиданностью. Естественно, я позвонил Адильхану и спросил: «А причем тут вообще я?», он сказал: «Я вспомнил, что вы отвечаете за производство и поэтому подумал, что вы мне мешаете». В общем, между нами возникло недопонимание, мы его урегулировали. Конечно, можно было бы подать в суд, но я давно знаю Адильхана, поддерживал и поддерживаю его проекты до сих пор и поэтому не хочу разбирательств.
«Виновник торжества» Адильхан Ержанов в целом подтверждает слова Жубандыкова следующими словами:
— То, что проект тормозился — это факт, в этом плане я не был голословен. Проблема с бюрократией в «Казахфильме» по-прежнему актуальна и, как мы видим, она в итоге выливается в подобные конфликты.
С другой стороны есть продюсер проекта. И он уже объяснил, что все задержки, связанные с проектом были связаны с бюрократическим фактором, а не с коррупционным. Если это так и я в этой ситуации оказался дураком, то я считаю, что его извинения были правильными. Что касается меня, то я как человек, чисто эмоционально расстроен тем, что попал в эту ситуацию, но в то же время я рад, что мы смогли решить ее.
В очередной раз неповоротливая махина госфинансирования привела к скандалу, который мог бы закончиться плачевно для обеих сторон. Пока же главным последствием скандала между Ержановым и Жубандыковым стала очередная активность со стороны создателей проекта «Феникс», которые уже долгое время ведут войну против министра культуры и спорта Арыстанбека Мухамедиулы, обвиняя его в коррупции и саботаже картины и присоединившегося к ним оппозиционера Ермека Нарымбая. Сам Ержанов никак не ассоциирует себя с Талгадом Жаныбековым и Тунгышбаем Жаманкуловым:
— Я в своих действиях не вижу ничего альтруистичного. Я отстаиваю интересы своего проекта и своей съемочной группы. Никакой бравады в этом нет. И тот факт, что я отстаиваю свои частные интересы — это не повод записывать меня в оппозиционеры. Я уважаю их позицию, но нужно понимать, что это немного лицемерно — выставлять свои обиды как попытку восстановить справедливость.
Между тем скандал между создателями «Феникса» и Арыстанбеком Мухамедиулы на днях был подкреплен новыми подробностями. 4 сентября было опубликовано письмо посла США в РК Джорджа Крола, в котором говорится о том, что американским дипломатам не удалось подтвердить связь между голливудской компанией Aldamisa Entertainment и компанией «Алдамиса Рус». Компания эта, по словам Жаныбекова и Жаманкулова, была готова выделить три миллиона долларов на производство фильма «Феникс», после того как ту же сумму вложит «Казахфильм». В общем, всем (видимо, кроме Жаныбекова и Жаманкулова) уже давно понятно, что кинопроект «Феникс» в отличие от одноименной птицы уже не возродится из пепла.
Исходя из этих двух инцидентов и еще одного скандала, связанного с проектом «16 кыз», когда сценарист Елена Лисасина подала в суд на создателей картины за то, что ее имени не было в начальных титрах, наталкивает на довольно неприятные выводы.
Нет, никто вовсе не утверждает, что режиссер, сценарист или оператор обязаны знать все тонкости юриспруденции. Однако вопрос стоит о том, что каждый из участников кинопроцесса должен знать свои права и обязанности. Голословные обвинения влекут за собой последствия, которые катастрофически далеки от съемочной площадки.
В среде отечественных кинематографистов уже неоднократно вставал вопрос об отсутствии института продюсирования, все вышеперечисленные скандалы говорят о том, что это проблема на сегодняшний день стоит как никогда остро. Ведь продюсер проекта — это не только человек, который занимается финансовыми вопросами и распределением средств. По факту, профессиональный продюсер должен отвечать за все аспекты, связанные с тем или иным проектом, в том числе и юридические.
Государство же (в лице Министерства культуры и спорта или «Казахфильма») в свою очередь должно донести до исполнителей заказа (то есть кинематографистов) все условия финансирования, проката и дистрибуции проекта, а в идеале упростить их и сделать прозрачными.
В завершение небольшая информация к размышлению для отечественных кинематографистов: за всю историю отечественного кино ни один проект не был запущен благодаря скандальным заявлениям и публикациям в прессе. Эмоциональный фактор здесь мало что решает в отличие от профессионального. Если действия Адильхана Ержанова находят поддержку среди зрителей и кинематографистов благодаря его по-настоящему качественным и высокопрофессиональным работам, то притязания Жаныбекова не вызывают ничего, кроме недоумения. Просто нужно посмотреть его предыдущую картину Joker и тизер проекта «Феникс», чтобы задаться вопросом «Собственно, за какие заслуги вы требуете 3 миллиона долларов с государства?».
Источник: Радиоточка