Бывший глава МВД рассказал, что не изменилось в полиции за последние 20 лет.
Выступая в сенате 21 октября, министр внутренних дел Калмуханбет Касымов на вопрос о борьбе с коррупцией недвусмысленно ответил, что готов пойти по стопам Грузии и уволить полицейских дорожно-патрульной службы.
«В Грузию да, ездили. Неоднократно ездили наши сотрудники. Там они просто уволили всех полицейских, в два раза подняли зарплату и снова набрали. Пожалуйста. Мы готовы пойти на это. Да, уволить всех. Понятно, что все говорят, вот сделайте полицию, как в Германии, Америке. Изучали этот опыт. Но я думаю, что если мы обеспечим зарплатой и техникой, и возможностью такой же, как у немецких, американских полицейских, то мы получим такие же результаты», — сказал министр.
Изменит ли это ситуацию в стране? Не получим ли мы армию готовых безработных «боевиков»? Своим мнением об этом и не только поделился первый председатель КНБ независимого Казахстана, бывший министр МВД и бывший начальник Службы охраны президента, генерал-лейтенант в отставке Булат Баекенов.
— Вы сравниваете Грузию и Казахстан. Там численность полиции значительно меньше, — отметил генерал Баекенов.
— Личный состав МВД Казахстана вроде бы 100 тысяч человек.
— Это вы считаете вместе с Национальной гвардией, куда сейчас входят и бывшие внутренние войска, занимающиеся охраной государственных объектов. А если считать без них, то это 80 с лишним тысяч человек.
Если уволить все 100 тысяч человек, это полностью парализует работу одного из самых востребованных министерств в стране
Я, внимательно изучив публикации министра Касымова об этом заявлении, все же думаю, что он говорил только о дорожной-патрульной полиции. И даже по отношению к ним это не самый лучший вариант. Потому что кроме масштабов по численности еще ведь речь идет, чтобы сначала их уволить, а затем из их же числа снова набирать сотрудников. Гораздо проще снова провести внеочередную аттестацию. Только провести серьезно и ответственно, а не так, как это уже было дважды.
Я наслышан о давлении на подразделения на местах, чтобы в характеристики сотрудников включали отрицательные качества. Это было своего рода ситом избавления от неугодных
Тем не менее, аттестация — это один из лучших способов проверить личный состав на профессиональную пригодность и честность. Если, допустим, набирать новых людей с улицы, даже на самую казалось бы простую работу в патрульно-постовой службе, у них все равно должен быть начальный уровень теоретической подготовки. Это 3-6 месяцев плюс финансовые затраты. Эти деньги можно потратить на поднятие зарплат.
— А как при аттестации проверить честность?
— А как ее проверить, если сначала человека уволить, а потом снова взять на работу?
— Насколько мне известно, при приеме на работу в органы внутренних дел используются полиграфы.
— Ну так их можно и при аттестации использовать с таким же успехом. Речь не идет о том, чтобы массово оторвать всех от работы и начать аттестовывать. К аттестации должны готовиться как личный состав, так и комиссии. Возможностей изучить сотрудника при аттестации не меньше, если даже не больше, чем свободного гражданского человека при приеме на работу. Для этого можно подключить все формы и методы, вплоть до оперативного изучения.
— Вы говорите о негласном наблюдении за сотрудниками?
— Все что угодно. Ведь в том же МВД есть служба внутренней безопасности, которая наделена правом оперативно-розыскной деятельности.
— Я знаю много случаев, когда проверка этой службы не находила подтверждения фактов в словах заявителей, но другие инстанции находили.
— Я не хочу обвинять их, что они тоже взяточники, но это такие же работники МВД, как и те, кого они проверяют. Вина в том, что сотрудники дорожно-патрульной полиции занимаются поборами, лежит не только на них. Неслучайно же некоторые депутаты периодически поднимают вопрос об уменьшении размера штрафов. Допустим, сейчас минимальный штраф в стране около 8 тысяч тенге. Нарушители буквально уговаривают автоинспектора взять деньги, чтобы поменьше в итоге заплатить за свое нарушение. Отдать 5 тысяч лучше, чем 10.
И это даже не парадокс, что особенно погрязла в коррупции именно дорожно-патрульная полиция. Потому что начальство потеряло контроль над своими подчиненными, отсюда и мысли, что взяточники все поголовно
— Существует же такое мнение, что в дорожной полиции деньги собираются снизу наверх. Куда от него деться?
— Конечно, руководство не может не догадываться о промысле своих подчиненных. Настоящие профессионалы нутром чуют, где проблемы. К тому же о взятках на дорогах уже сложились целые легенды. В числе комплексных мер по борьбе с коррупцией должна быть ответственность начальника, у которого подчиненный был уличен во взяточничестве. Ну и конечно кадровый аппарат и службы безопасности должны внимательно подходить к вопросу отбора будущих сотрудников и изучать их поведение в ходе службы.
Недавно в Шымкенте раскрыли преступную группу во главе с начальником регистрационно-экзаменационного отдела.
СМИ пишут, что начальник ДВД ЮКО свой рабочий день начинал с приема этого самого начальника РЭО. Это говорит о том, что для бывшего руководителя ДВД это был ключевой прием дня
В идеале начальник силовой структуры, придя на работу, сначала выслушивает дежурную часть — об оперативной обстановке, затем встречается с начальником штаба и только потом уже принимает начальников подразделений.
Из собственного опыта и даже умозрительно могу сказать, что все сотрудники МВД, равно как и других госорганов, которые наделены контрольно-надзорными функциями, берут взятки
Если говорить об МВД отдельно, то практически не берут или делают это редко сотрудники оперативно-розыскной работы. Все остальные беспардонно нарушают законы.
— Это было в вашу бытность или сейчас тоже?
— Предполагаю, что сейчас ситуация даже ухудшилась. Судя даже по тому, что сам министр Касымов признает наличие коррупции в МВД. Да и все мы это ощущаем. Какое мнение о полиции может сложиться в обществе, если невиновного человека оправдывает суд, а следователь пытался сделать уголовником?
— Как на такие факты должен реагировать министр?
— Вот вам и заявление о том, что готов всех уволить. Я разделяю позицию министра, что сотрудникам необходим социальный пакет, особенно жилье.
В крупных городах в дорожно-патрульную службу местные жители идут неохотно, набор приходится делать из числа пригородных жителей. А там менталитет и уровень подготовки — сами понимаете
Плюс еще эта «слава» о возможности «левого» заработка. Каким будет настрой у этих ребят?
— Какой должна быть зарплата инспектора патрульно-постовой службы?
— У всех свои представления о достатке, но уж точно они должны получать больше, чем учителя в школах и медсестры.
— За что вы так не любите учителей?
— Почему не люблю? Я сам работал преподавателем, в том числе и в школе. Повышать зарплаты нужно всем бюджетникам. А полицейский постоянно еще и рискует жизнью. Я всегда привожу в пример квазигосударственный сектор — так называется национальные компании, основной акционер которых государство. Там секретари и уборщицы получают по 200 тысяч тенге. А я бы приравнял их к госслужащим. И зарплаты других бюджетников подтянул до их уровня.
— Если министр Касымов все-таки решится и уволит весь личный состав, мы получим физически и интеллектуально подготовленную армию безработных, которая может пойти и в криминал. Разве не так?
— Согласен. Приведу пример. В Казахстане зарегистрировано более 4,5 тысяч частных охранных организаций.
Из них более 1,5 тысяч из-за кризиса сидят без работы. А ведь там числятся реальные люди, в том числе и бывшие полицейские, которые больше ничего делать не умеют.
Равно как и сотрудники дорожно-патрульной службы. Причем обе категории вынуждены выживать на зарплату в 50 тысяч тенге, но при этом несут риск для жизни. В Актобе при захвате оружейного магазина один охранник погиб, другой был ранен. Перестрелки бывали при обнаружении незаконной врезки в нефтепроводы для кражи нефти.
— В 90-е годы, когда вам приходилось выбивать деньги в правительстве на зарплаты сотрудникам, вы говорили, что очень часто полицейские совершали преступления из-за нищеты. Сейчас зарплаты перечисляются стабильно, так в чем же дело?
— На фоне того, как рядом продолжают обогащаться люди, полицейские и сейчас живут не лучше. И возможностей у них нет.
— Когда вы возглавляли МВД, думали, чтобы уволить весь личный состав?
— Нет. Я и сейчас такой мысли не допускаю. Тогда были трудности с материально-техническим обеспечением. Сейчас положение улучшилось в разы. Тогда не хватало транспорта и бензина, по 20 литров патрульным давали на сутки, они больше ходили пешком. Сегодня ни один автоинспектор пешком не ходит, плюс работу полиции облегчают видеокамеры. Бывший аким Алматы Ахметжан Есимов регулярно принимал участие в полугодовых и годовых совещаниях ДВД города. Я тогда возглавлял общественный совет при ДВД.
В конце каждого такого мероприятия аким показывал видеоролик, снятый скрытыми камерами, как сотрудники дорожной полиции занимаются поборами. Конечно, все присутствующие опускали головы. Принимались меры. А что изменилось?
Наступая на одни и те же грабли, мы почему-то не пользуемся старыми ленинскими словами о том, что от старой школы нужно брать что-то полезное. В советское коммунистическое время на госслужбу кроме отзывов требовались письменные рекомендации от других действующих работников. И когда товарищ совершал проколы, наказывали и авторов рекомендаций. Я сам, будучи на партийной работе, сталкивался с тем, что некоторые коллеги отказывались писать рекомендации.
Я не собираюсь давать советы министру Касымову, он в 10 раз подготовленней меня, так как начинал службу с должности оперуполномоченного. Он и человек порядочный, который управляет 100-тысячной махиной сплошных проблем. Я думаю, что про увольнение личного состава дорожной полиции министр сказал сгоряча.
МВД готово уволить всех полицейских в Казахстане для искоренения коррупции — Касымов