Как премьер проведет страну через посткризисный 2017 год?
На днях американские аналитики из Stratfor сделали заявление, что политические перемены и перестановки в правительстве Казахстана никакого социально-экономического облегчения не дадут. Это совпало со встречей премьер-министра Бакытжана Сагинтаева с экономистами, а также сообщением о первой добытой на Кашагане нефти. Над Казахстаном намеренно сгущают краски или у правительства действительно не осталось никаких козырей для подъема экономики с кризисного дна? Об этом и многом другом нам рассказал экономист Жарас Ахметов.
— Какую оценку вы можете дать заключению американцев? И что теперь с этим делать?
— Я не видел первичной информации, на которую опирались аналитики Stratfor. Но даже при этом заявление выглядит антинаучно, потому что политические изменения всегда что-нибудь в итоге меняют.
— Отдельные эксперты характеризуют Бакытжана Сагинтаева как премьер-министра, слабого для нынешней ситуации. Что он должен сделать, чтобы мы начали выбираться с кризисного дна?
— Это очень длинный перечень с огромным количеством пунктов. Сагинтаев пробыл в новой должности совсем мало, чтобы давать его «премьерству» какую-то оценку. Давайте подождем хотя бы 100 дней. Хотя и сейчас уже видна активность его правительства — он дважды встречался с разными независимыми экспертами, налицо оживление в работе кабмина, чаще стали собираться и что-то решать.
— На моей памяти Сагинтаев — первый премьер-министр, который собирал авторитетных экономистов и слушал их мнение. Это готовность правительства идти в народ за идеями или попытка показать свою значимость перед населением для завоевания доверия?
— На моей памяти тоже. Доверие населения здесь не при чем. Большинство рядовых людей об этой встрече никогда не узнают — в соцсетях же не все казахстанцы сидят.
— Другие смотрят «Хабар».
— Короткий сюжет не даст людям представления об уровне экспертов. Я думаю, что Сагинтаев демонстрирует желание услышать и понять точку зрения независимого экспертного сообщества. Вероятнее всего, эта работа продолжится и в качестве консультантов будут выбраны те эксперты, чья позиция ближе к правительственной по мировоззрению. Но здесь две стороны медали. Первая — качество экспертов и что конкретно они предложат. Второе — если вдруг случится чудо и предложения окажутся дельными, нужно будет смотреть, как они претворятся в жизнь. Предлагаю набраться терпения и ждать.
— Из тех экономистов, которые были приглашены на встречу с Сагинтаевым, только двое поделились своими впечатлениями. Вы и Магбат Спанов. Возможно, кто-то еще, но я этого не видела. Чьи идеи и предложения, которые обсуждались на встрече, вам пришлись по душе?
— Я был только на одной встрече. Там была некоторая разноголосица. Например, по курсовой политике. Кто-то говорил, что надо ослаблять тенге, кто-то — держать, а еще кто-то — укреплять. Аргумент один —
нужна какая-то стабильность и долгосрочность курсовой политики, так как при невнятной курсовой политике и скачках курса возникает сумятица, что негативно сказывается на экономике
К примеру, сторонники ослабления тенге ссылались на возможность правительства долго держать резерв. Идеологи сдерживания курса основывались на том, что одно потрясение уже было, зачем трясти еще дальше. А те, кто говорил, что нужно бы укрепить, исходили из того, что при слабом тенге эффективность капитала низкая, а при крепком тенге она будет повыше. Но это все вещи стандартные. Ничего нового.
— А вы сами какой точки зрения придерживаетесь?
— Я за стабильность. Курс нужно держать в нынешнем коридоре. Но я про курс на встрече ничего не говорил. Я доложил премьер-министру свое видение, состоящее из 9 пунктов:
Остальные коллеги в основном затрагивали налоговую и курсовую политику. На днях я участвовал в семинаре «Казахстан после нефтяного бума — поиск новых источников роста». Помимо меня там было еще 3 доклада. Там я доступно изложил проблемы эффективности инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности. Посыл у меня такой: в экономике сложились некоторые диспропорции и барьеры для ее развития. Чтобы инвестиции стали эффективными, эти диспропорции и барьеры нужно устранять.
— На этом фоне как вы оценили новость по Кашагану и первой добытой нефти?
— Положительно.
— Серьезно? И это на фоне того, что другие нефтедобывающие страны сокращают добычу? Какую роль нефть Кашагана будет играть в стоимости барреля?
— Во-первых, доля Казахстана в мировой нефтедобыче около 1,5%. Мы добываем 1,6-1,7 млн баррелей в сутки и серьезной роли в ценообразовании не играем. Это делают страны ОПЕК в совокупности, Россия, США и еще несколько стран, не входящие в ОПЕК. Во-вторых, в проекте Кашагана для Казахстана важна не просто добыча и цена на нефть. Для нас важно освоение этого месторождения и доля казахстанского участия в нем. Потому что смета капитальных вложений в этот проект объемная. Чем больше будет наша доля, тем лучше будет для нас. Например, объем капитальных вложений в Кашаган оценивается в 140 млрд долларов. Предположим,
казахстанское содержание будет 30%, тогда 42 млрд долларов пойдет казахстанским компаниям в доход. Это и пополнение бюджета, и развитие регионального бизнеса, и финансовая активность
Под Кашаган построены 4 базы поддержки морских операций, которые простаивают. Есть завод по производству буровых растворов. Если продолжится бурение, он запустится. Было несколько карьеров в Мангистауской области по добыче бута, используемого в качестве наполнителя при строительстве островов. Там построен завод по производству металлоконструкций. Там много чего заработает и оживет, если будет продолжено освоение месторождения. Это большие деньги, и тут вопрос — какая доля попадет нашим казахстанским предпринимателям. Однозначно, чем она будет больше, тем лучше экономике Казахстана.
— Отдельные эксперты поговаривают, что самый дефицитный бюджет страна примет на 2017-й год. Это связано с тем, что в этом году уже установился курс, цена на нефть и так далее. Вы с этим согласны?
— Давайте дождемся публикации проекта бюджета, сейчас сложно сказать. Скажу одно: значительная часть нефтяных доходов идет в Национальный фонд и в бюджете напрямую не участвует. Да, при составлении бюджетных параметров учитывается цена на нефть. На 2016 год она закладывалась в размере 40 долларов, и это более-менее выдерживается. Заложенный курс в 360 тенге за доллар также выдерживается. Это все бюджетные параметры для прогнозирования налоговых поступлений, оценки рейтинга, возможности внешних привлечений и так далее.
— А разве по трехлетнему бюджету нельзя сказать ничего определенного?
— У нас доходная часть бюджета состоит из нескольких частей. Первая часть — налоговые поступления, это примерно 45%, вторая — трансферт из Национального фонда, третья — внешний и внутренний государственный долг. И небольшая четвертая часть — доходы, полученные от использования государственного имущества. В бюджете был заложен дефицит, который покрывался за счет государственного долга. Налоговые поступления в 2016 году выше 2015-го и выше плана на 25-30%. Поэтому было дано поручение снижения уровня трансферта из Национального фонда. С точки зрения доходной части бюджета все выглядит более-менее хорошо.
По расходной части немного сложнее — я вижу в отчетах только названия расходных статей и номера бюджетного классификатора. А их содержание, качество исполнения и эффективность в открытых данных минфина отсутствуют
Полагаю, чтобы ознакомиться с ними, нужно быть сотрудником минфина, причем достаточно высокого ранга. Или работать в Счетном комитете, который контролирует исполнение бюджета..
— Интересно, а почему эта информация скрывается от экономистов, которые могли бы дать ей оценку?
— Минфин всегда публикует прогноз бюджета и его исполнение укрупненно, только по статьям. Думаю, это связано с тем, что в бюджете есть секретная часть, связанная с безопасностью и обороной, она не может быть раскрыта. Остальное, по всей видимости, доступно для рядового обывателя, но для этого нужно обратиться в минфин и обязательно сослаться на закон о доступе к информации. Было бы неплохо узнать еще детали отчета Счетного комитета за первое полугодие, который вскрыл неэффективное использование бюджетных расходов и госимущества на сумму 209 млрд тенге. Почему бы это не сделать журналистам?