Между Россией и США разгорается новый скандал, грозящий перерасти в новую холодную войну.
3 октября 2016 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о приостановке соглашения с США об утилизации оружейного плутония «из-за недружественных действий» Вашингтона. Его возобновление возможно только после отмены антироссийских санкций и «закона Магнитского», — пишет gazeta.ru. Сам договор предусматривал с 2018 года начало работ по модификации сырья для боеголовок в топливо для АЭС. Но теперь Россия отказалась это делать. Вопрос превратился в разменную монету.
В законопроекте, который Путин внес в понедельник в Госдуму, уточняется, что Россия вновь возобновит действие соглашения с США об утилизации плутония, если:
Казахстан в этой ссоре напрямую не задействован. Ядерные материалы в стране уже утилизированы. Но все же есть еще технологии, есть опыт… Вице-президент движения «Невада-Семей», заслуженный работник атомпрома РК Султан Картоев опасается, что «плутониевый скандал» может обрести планетарный характер.
— В нашей стране нет проблем по плутонию. После закрытия Семипалатинского ядерного полигона был утилизирован весь плутоний, находившийся в Казахстане. Но нас касается всё, что связано с ядерной безопасностью. Особенно когда две сверхдержавы, владеющие 90 процентами ядерного оружия, вдруг разрывают отношения.
По сути дела,
начинается новая холодная война — отношения между странами оказались отброшены на 60 лет назад
И это плохо для нас. Ведь Казахстан в ядерной сфере одинаково успешно работает и с Россией (с которой мы вообще военные союзники), и с Америкой. Возьмем хоть банк ядерного топлива, который будет создан в Восточно-Казахстанской области согласно решению МАГАТЭ.
В проекте завязаны и Россия, и США, и многие другие страны. Поэтому когда взаимоотношения между державами, контролирующими всю ядерную отрасль, обостряются, это, безусловно, негативно отразится и на Казахстане.
Интересно, но США отчасти согласились, что приостановка соглашения имеет логические причины. Правда, причины эти затрагивают только экономическую область. Как сообщает «Голос Америки», «претензии Москвы к Вашингтону по соглашению об утилизации оружейного плутония обоснованы с технической точки зрения. Однако выполнение американо-российского соглашения об утилизации оружейного плутония отвечает интересам России. По мнению экспертов,
приостановка выполнения соглашения наносит вред глобальным усилиям в области разоружения и ядерного нераспространения
А возможно и представляет собой попытку Кремля повлиять на внутриполитическую ситуацию в США».
По мнению многих экспертов,
утилизация плутония — только предлог для обострения российско-американских отношений. Не было бы его, нашли бы другой
Как полагает российский политолог, профессор Дмитрий Евстафьев, «мы видим катастрофическое падение уровня доверия друг к другу. Исчезают даже те тактические «точки доверия», которые между Россией и США были всегда, несмотря на всплески взаимной риторики. Например, нераспространение ядерного оружия и технологий…
Проблема в том, что даже при наличии политической воли и смены политических настроений
достижение какой-либо «стратегической договоренности» между странами выглядит практически нереальным
Исходя их этого, первый шаг, который можно и нужно будет сделать после завершения переходного периода в США, а возможно и не дожидаясь его завершения, «де-пропагандизация» отдельных вопросов двусторонних отношений».
Отметим, что проблему с отработанным плутонием в РК решили вместе с США и Россией. В горах Дегелен (ВКО) до 1991 года располагалась испытательная площадка «Д» Семипалатинского ядерного полигона.
Всего в период с 1961 по 1989 годы в горах Дегелен было проведено 215 ядерных взрывов,
все в горизонтальных штольнях, проведенных в гранитных массивах.
Сегодня эта площадка — самый охраняемый объект в Казахстане. Об этом в свое время рассказал экс-директор Института ядерной физики Национального ядерного центра РК, профессор Кайрат Кадыржанов.
— Все 181 штольни на горе Дегелен закрыты бетонными пробками — до 50 метров железобетона, входы замаскированы так, что специалисту без карты довольно трудно их найти.
Полностью забетонированы котловые полости, где проводились ядерные взрывы, причем использован такой бетон, который растворяет в себе плутоний
Этот бетон находится на глубине 300-500 метров под землей, попытка извлечь остатки оружейного плутония будет очень дорогостоящей — профессор назвал сумму в 200 миллиардов долларов.