Уже несколько лет бой у разъезда Дубосеково, произошедший в начале Великой Отечественной войны, 16 ноября 1941 года, вызывает ожесточенные споры в обществе.
По официальной версии событий, в этот день бойцы 4 роты 316-й стрелковой дивизии под командованием генерала Ивана Панфилова совершили подвиг, уничтожив 18 вражеских танков в ходе 4-часового боя, не дав захватчикам прорваться к Москве (до нее, кстати, оставалось всего где-то 2 часа по шоссе).
Некоторые историки сегодня называют случившееся литературным вымыслом. «Лучше сто раз воспеть подвиг, которого не было, чем один раз ошибиться и не признать подвиг, который был» — отвечают на это создатели военной драмы «28 панфиловцев». Их правду о подвиге зрители увидят буквально через месяц, 24 ноября 2016 года, когда картина выйдет в широкий прокат, сообщает корреспондент Sarbaz.kz.
Фильм о легендарном подвиге уже посмотрели Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин после встречи на форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана, который прошел в Астане. Главная премьера фильма ожидается 16 ноября — в день 75-й годовщины боя у разъезда Дубосеково. Она пройдет в городе воинской славы – Волоколамске, в двух десятках километров от которого и произошло знаменитое сражение.
Картина о подвиге бойцов 316-й стрелковой дивизии генерала Панфилова, остановившей вражеский танковый батальон под Москвой, была задумана еще в 2008 году и прошла долгий путь от сценария до съемок и постпродакшна.
В самом начале пути, не получив поддержки чиновников от кинематографии и не найдя спонсоров, создатели ленты объявили краудфандинговый сбор. Удивительно, благодаря участию в нем 35 тысяч человек, собравших более 34,7 миллионов рублей (!) – абсолютный рекорд среди всех краудфандинговых проектов в истории российского кино, фильм приобрел уникальный статус «народного кино».
Бюджет фильма составил 150 миллионов рублей. Над производством картины с 2009 года работает санкт-петербургская независимая студия «28 панфиловцев» (ранее известная как Libyan palette) под руководством Андрея Шальопы, который выступил режиссером, сценаристом ленты. Еще одним режиссером фильма является Ким Дружинин. В главных ролях – Александр Устюгов, Яков Кучеревский, Азамат Нигманов, Олег Федоров, Антон Кузнецов, Алексей Лонгин и другие.
Бой у Дубосеково, действительно, был. Этот факт подтверждает и сохранившийся исторический документ – справка-доклад военного прокурора Николая Афанасьева, которым оперируют критики, ставящие под сомнение существование подвига.
Главной зацепкой в споре о героическом поступке панфиловцев является именно их количество. На этот счет создатели фильма говорят: «Если спор только о количестве – то о чем спор? Вся 4-ая рота сражалась, чтобы не пропустить врага к Москве». При этом в названии фильма авторы использовали прямое упоминание – 28 панфиловцев. Почему — зритель увидит при просмотре картины, отмечают авторы.
— Перед тем, как взяться за сценарий, я проделал значительно более глубокое расследование, чем те, кто ограничился статьей в Википедии. Мне не давал покоя вопрос, зачем нужно было выдумывать подвиг, когда по всей линии фронта было несметное количество примеров массового героизма. Ответ я не нашел. Зато причины, заставившие подвиг развенчать, нашлись очень быстро. Так что я придерживаюсь той точки зрения, что фальсификацией является не подвиг, а как раз, материалы, доказывающие, что его не было, — сказал в одном из интервью режиссер фильма Андрей Шальопа.
— Фильм – абсолютно художественный. Подвиг панфиловцев – это канва, рассказанная в легенде. Я имел абсолютный карт-бланш, чтобы воссоздать эту историю в деталях. Нас там не было, никого в живых не осталось – мы можем только придумать эти детали, — подчеркнул режиссер. – Мы не знаем, дословно ли за политруком Клочковым записали фразу «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва», но вероятность того, что политработник, который был должен поднимать солдат в бой, мог произнести что-то похожее или ровно то же, крайне высока.
По словам режиссера, «28 панфиловцев» — это история о том, как наши отцы и деды сражались за земли, которые считали своей Родиной, и за народы, которые считали своим народом. Это рассказ о людях, а не о том, что война — это зрелище. Кстати, в фильме нет никаких любовных линий. Он рассказывает о бойцах, остановивших танки. И от этого не становится менее зрелищным.
— Я надеюсь, что люди придут второй раз, чтобы после первого просмотра в мыслях было не «какой ужас: кровь, грязь, кишки, оторванные головы». Чтобы вышли из зала и чувствовали гордость, удовлетворение, катарсис, — сказал Андрей Шальопа.
По словам режиссера, когда он писал сценарий, опирался на воспоминания ветеранов, на сборники Артема Драбкина, произведение Александра Бека, воспоминания Бауыржана Момышулы и множество других источников.
— В «28 панфиловцах» мы максимально вернулись к искусству съемок советского кино о войне, и старались все снять вживую. Когда в такую живую картинку вставляют отрендеренный кусок, то сделать это так, чтобы он не выделялся из общего ряда – крайне сложная задача. Поэтому мы решили, что те же танковые бои мы сможем реализовать с помощью метода комбинированных съемок. Это когда ты снимаешь два разных объекта, а потом в кадре их комбинируешь. Чаще всего это объекты разного масштаба. В нашем случае такими объектами в основном являлись танки, — рассказал Андрей Шальопа.
Кстати, в фильме зритель часто будет видеть бои с танками, поэтому создатели фильма уделили этой важной составляющей большое внимание.
— Танки — это очень сложная задача. И до сих пор ее достойно никто не решил. Средних немецких танков 1941 года на ходу не осталось. Поэтому и в кино их не встретить. Поскольку танки в нашем фильме занимают огромную часть экранного времени, мы не можем себе позволить показывать зрителю грубые муляжи или плохо сделанные компьютерные модели. Так что танки будут как надо. Весь парк немецкой бронетехники 1941 года не обещаем, но те, что появятся в кадре, будут соответствующих модификаций. Современный зритель очень хорошо разбирается в деталях. Мы это понимаем и вынуждены относиться к этому с уважением, — отметил в одном из интервью режиссер и сценарист «28 панфиловцев». – К тому же, сейчас эти детали имеют значение, потому что поколение, которое это видело и помнило, ушло. Что до реквизита в целом, то его много на «Ленфильме», на «Мосфильме», причем в очень приличном состоянии. С костюмами сложнее. К сожалению, в кино с давних времен есть традиция некоторой условности, то есть абы какая шинель с абы какими погонами и петлицами. Чтобы раздобыть форму, которую на самом деле носили во время войны – приходилось заморочиться. Лучше всего сшить самим. Мы очень большую работу в этом смысле проделали. Сшили и перешили множество шинелей, ватников, шапок, — рассказал Андрей Шальопа.