Джаксыбеков должен был «спустить на землю» чиновников и заставить их общаться с народом.
Спустя 100 дней после назначения Адильбека Джаксыбекова руководителем Аппарата президента портал Саясат подвел первые итоги его работы.
Земельные митинги, весной 2016 года прокатившиеся волной по стране, показали, что госорганы потеряли связь с народом,
перестали чувствовать его настроения, а следовательно стали менее эффективными. Многие институты продемонстрировали свою беспомощность, государство было вынуждено предпринять срочные меры. Именно для этого в строй был призван проверенный солдат из так называемой «старой гвардии».
Адильбек Джаксыбеков не в первый раз стал лучшей кандидатурой на роль диспетчера между властью и народом. Ему удалось найти баланс интересов и сохранить стабильность в обществе во время своего первого «пришествия» в АП в период с 2004 по 2008 годы. Тогда Казахстан переживал один из самых сложных периодов своей политической истории. Внутриэлитные конфликты, убийство Алтынбека Сарсенбаева, проходившая на этом фоне президентская кампания и бушующие в мире цветные революции.
При этом Джаксыбеков отличается от других политических тяжеловесов, обремененных советским бюрократическим командно-административным опытом, именно отсутствием партийно-номенклатурного прошлого. До 1997 года Адильбек Рыскельдинович был классическим представителем региональной элиты, успешно занимался бизнесом. Поворотным моментом его карьеры стал перенос столицы в Акмолу. Благодаря новой столице Казахстана Джаксыбеков вошел сначала в управленческий истеблишмент, а затем в ближайшее окружение президента. В его бэкграунде партия Нур Отан, позиция госсекретаря, пост дважды министра, столичного акима, он возглавлял администрацию президента и посольство в России. К тому же Джаксыбеков истинный старогвардеец, сдержанный, поддерживает хорошие отношения со всеми, не склонен к личному пиару, спортсмен.
Адильбек Джаксыбеков: «Я свою карьеру, свою работу оцениваю прежде всего с точки зрения своей полезности для президента – лидера нашей партии – и для того дела, которому мы все служим. Я сейчас с удовольствием занимаюсь политической работой. Я никогда не думал о «закате» или «расцвете» своей карьеры. Я солдат президента и буду делать ту работу, которая мне поручена».
В 2003 году цензором Земельного Кодекса стал парламент, а дискуссия хотя и привела к отставке правительства, тем не менее проходила вполне конструктивно. В 2016 году против уже принятых парламентом норм выступило общество, а обсуждение шло сначала на площадях, затем в специально созданной Земельной комиссии. В целом, появление в последнее время различных дополнительных пристроек к госорганам, тех же общественных советов при акиматах и министерствах стало свидетельством проблем их коммуникации с обществом. Кризис эффективности госаппарата, по-видимому, и определил повестку для нынешнего руководителя президентской администрации.
Для преодоления управленческого кризиса как никогда требуется баланс государственных институтов. Роль маслихатов — повышать ответственность акиматов, парламент служит противовесом для правительства, профсоюзы – для работодателей и т. д. Однако из-за падения цен на нефть и проблем в экономике сейчас самый неблагоприятный момент для преобразований. Перед глазами неудачный пример советской перестройки, свидетельницей и участницей которой стала казахстанская правящая элита. Поэтому инерцию госуправления решено преодолевать через увеличение крутящего момента госаппарата. И диспетчером этого процесса стал Адильбек Джаксыбеков.
Президент Назарбаев: «Джаксыбеков – это тот человек, который обладает большим опытом организаторской работы».
Очевидно, новому руководителю АП удалось встряхнуть госаппарат. Любой провал в работе, будь то теракт в Актобе или в Алматы, трудовой конфликт на западе страны или даже намёк на межэтнические противоречия в южных областях сразу же приводили к жесткому «разбору полетов», включая освобождение «не справившихся». Бюрократия спустилась на землю и наконец пошла в народ — занялась решением реальных проблем. Самый яркий пример – масштабный десант в Актобе.
Параллельно повсеместно начался процесс вовлечения общества в работу государственных органов.
В парламенте буквально «разгул демократии» — в рабочие группы включают оппозиционных общественных деятелей,
идет открытая дискуссия по законопроектам. Премьер-министр приглашает независимых экспертов для обсуждения экономической программы правительства. Все эти перемены позволят улучшить качество принимаемых решений и воспринимаются обществом однозначно позитивно.
Очевидно, что вектор на изменение принципов работы госаппарата мог быть задан только на самом верху – президентом страны. Президентская администрация выступает в роли координатора. В этом смысле Адильбек Джаксыбеков, похоже, смог передать нужный импульс на все уровни госуправления. Посмотрим, что будет дальше…