Нур-Султан
Сейчас
-2
Завтра
3
USD
431
+0.76
EUR
506
-1.73
RUB
5.51
-0.10

100 дней после приказа: смог ли Джаксыбеков встряхнуть госаппарат

2691

Адильбек Джаксыбеков не в первый раз стал лучшей кандидатурой на роль диспетчера между властью и народом. Ему удалось найти баланс интересов и сохранить стабильность в обществе во время своего первого «пришествия» в АП в период с 2004 по 2008 годы. Тогда Казахстан переживал один из самых сложных периодов своей политической истории. Внутриэлитные конфликты, убийство Алтынбека Сарсенбаева, проходившая на этом фоне президентская кампания и бушующие в мире цветные революции.

Партийное прошлое отсутствует

При этом Джаксыбеков отличается от других политических тяжеловесов, обремененных советским бюрократическим командно-административным опытом, именно отсутствием партийно-номенклатурного прошлого. До 1997 года Адильбек Рыскельдинович был классическим представителем региональной элиты, успешно занимался бизнесом. Поворотным моментом его карьеры стал перенос столицы в Акмолу. Благодаря новой столице Казахстана Джаксыбеков вошел сначала в управленческий истеблишмент, а затем в ближайшее окружение президента. В его бэкграунде партия Нур Отан, позиция госсекретаря, пост дважды министра, столичного акима, он возглавлял администрацию президента и посольство в России. К тому же Джаксыбеков истинный старогвардеец, сдержанный, поддерживает хорошие отношения со всеми, не склонен к личному пиару, спортсмен.

Адильбек Джаксыбеков: «Я свою карьеру, свою работу оцениваю прежде всего с точки зрения своей полезности для президента – лидера нашей партии – и для того дела, которому мы все служим. Я сейчас с удовольствием занимаюсь политической работой. Я никогда не думал о «закате» или «расцвете» своей карьеры. Я солдат президента и буду делать ту работу, которая мне поручена».

Адильбек Джаксыбеков

Адильбек Джаксыбеков

Новые времена — новые задачи

В 2003 году цензором Земельного Кодекса стал парламент, а дискуссия хотя и привела к отставке правительства, тем не менее проходила вполне конструктивно. В 2016 году против уже принятых парламентом норм выступило общество, а обсуждение шло сначала на площадях, затем в специально созданной Земельной комиссии. В целом, появление в последнее время различных дополнительных пристроек к госорганам, тех же общественных советов при акиматах и министерствах стало свидетельством проблем их коммуникации с обществом. Кризис эффективности госаппарата, по-видимому, и определил повестку для нынешнего руководителя президентской администрации.

Для преодоления управленческого кризиса как никогда требуется баланс государственных институтов. Роль маслихатов — повышать ответственность акиматов, парламент служит противовесом для правительства, профсоюзы – для работодателей и т. д. Однако из-за падения цен на нефть и проблем в экономике сейчас самый неблагоприятный момент для преобразований. Перед глазами неудачный пример советской перестройки, свидетельницей и участницей которой стала казахстанская правящая элита. Поэтому инерцию госуправления решено преодолевать через увеличение крутящего момента госаппарата. И диспетчером этого процесса стал Адильбек Джаксыбеков.

Президент Назарбаев: «Джаксыбеков – это тот человек, который обладает большим опытом организаторской работы».

Джаксыбеков показал первые результаты

Очевидно, новому руководителю АП удалось встряхнуть госаппарат. Любой провал в работе, будь то теракт в Актобе или в Алматы, трудовой конфликт на западе страны или даже намёк на межэтнические противоречия в южных областях сразу же приводили к жесткому «разбору полетов», включая освобождение «не справившихся». Бюрократия спустилась на землю и наконец пошла в народ — занялась решением реальных проблем. Самый яркий пример – масштабный десант в Актобе.

Параллельно повсеместно начался процесс вовлечения общества в работу государственных органов.

В парламенте буквально «разгул демократии» — в рабочие группы включают оппозиционных общественных деятелей,

идет открытая дискуссия по законопроектам. Премьер-министр приглашает независимых экспертов для обсуждения экономической программы правительства. Все эти перемены позволят улучшить качество принимаемых решений и воспринимаются обществом однозначно позитивно.

Очевидно, что вектор на изменение принципов работы госаппарата мог быть задан только на самом верху – президентом страны. Президентская администрация выступает в роли координатора. В этом смысле Адильбек Джаксыбеков, похоже, смог передать нужный импульс на все уровни госуправления. Посмотрим, что будет дальше…

 

 

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter