Снижать вред для курильщиков, не поддающихся традиционному лечению, предлагают международные эксперты.
По оценкам международных экспертов, сегодня существует 4 фактора риска, приводящих к возникновению неинфекционных заболеваний и нередко к преждевременной смерти. Это злоупотребление алкоголем, неправильное питание, недостаточное занятие физической культурой и, конечно, курение.
Причем именно на курение, по оценкам медиков, приходится 20% смертей среди взрослого населения планеты.
Опираясь именно на эти данные, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и различные общественные объединения на протяжении уже многих лет ведут непримиримую борьбу с употреблением табака. Они всячески стараются ввести ограничения на его распространение. При этом от разного рода ограничений, которые этим организациям периодически удается продавливать, чаще всего страдают те, кто может быть и хочет избавиться от вредной привычки, но не в силах этого сделать.
Именно поэтому в последнее время врачи все чаще говорят о необходимости если не полностью отучить курильщиков от сигарет, то хотя бы постараться уменьшить вред для их здоровья при потреблении никотина.
О слабой эффективности борьбы с заядлыми курильщиками эксперты в очередной раз заявили на международной конференции «Управление факторами риска: научное обоснование и регуляторные решения», на днях прошедшей в Москве.
— Мы бы хотели говорить о положительных моментах. Но, к сожалению, все не так радужно. Что касается распространения курения, то доля тех, кто каждый день курит, тех, кто делает это реже и тех, кто вообще не употребляет никотин, за три года наших исследований не изменилась.
Какого-то притока в стан бросивших курить за это время не последовало
То есть что «до» введения жестких ограничительных мер на курение и огромного информационного удара, что «после» — почти ничего не изменилось. Воздействия на потребителей табака это не оказало, потребление остается тем же самым, — констатировал академик Российской академии наук Рамил Хабриев.
По его словам, с принятием законодательных актов, ограничивающих курение, научное сообщество ставило целью сократить число курильщиков за 5 лет на 23-25 процентов. Однако по прошествии 3 лет, в течение которых внедрялась программа борьбы с курением, показатели остались практически неизменными.
— Осталось 2 года до завершения программы, но я не знаю, как мы добьемся такого высокого показателя. Европейская директива в этом смысле мне представляется более адекватной. Там планируют сократить число курящих с помощью специальных программ всего на 2 процента, — уточнил Рамил Хабриев.
Учитывая, что агрессивная борьба с курением и курящими в очередной раз показала свою неэффективность, все больше и больше врачей с мировыми именами задумываются о том, как минимизировать вред, в том числе и онкологические заболевания, для тех, кто не в силах расстаться с вредной привычкой.
На Западе концепция снижения вреда от табакокурения была основана еще в 1976 году, когда профессор Майкл Рассел написал: «Люди курят ради никотина, а умирают от смолы».
И действительно, медиками вполне обоснованно доказано, что
заболевания, связанные с курением, возникают не от употребления никотина, а от попадания в организм человека продуктов горения табака — смол, канцерогенов и прочих вредных веществ
— Никотин не является причиной развития заболеваний, связанных с курением. И это доказывают, например, эпидемиологические данные по Швеции, где уже много лет популярен бездымный табак (снюс). В этой стране ниже распространенность заболеваний, связанных с курением, и самый низкий процент заболеваемости раком легких в Европе, — говорит профессор Университета Дьюка (США) Джед Роуз, который более 40 лет занимается вопросом никотиновой зависимости.
Еще в Советском Союзе на проблему курения обратили внимание в 1985 году, озаботившись ростом случаев онкологических заболеваний.
— В онкологическом научном центре мы провели международную конференцию совместно с международным агентством по лечению рака. Тогда мы показали данные по смертности от рака в Советском Союзе, которые говорили о том, что она растет. Тогда же был проведен анализ табачного дыма еще советских сигарет. Исследования показали, что в них содержится очень высокий уровень смолы. Именно тогда обсудили рекомендации по снижению уровня смолы в отечественных сигаретах. И власти нас услышали. Как только рекомендации были приняты и воплощены в жизнь, мы обнаружили снижение уровня смертности во всех республиках. Снизилась смертность и от хронических обструктивных болезней легких (ХОБЛ).
Это снижение сохранило жизнь 200 тысячам мужчин, которые умерли бы от рака легкого.
Это говорит о том, что научно обоснованная профилактика — самый мощный инструмент против неинфекционных болезней, — говорит член-корреспондент Российской академии наук, заместитель директора российского онкологического научного центра имени Блохина Давид Заридзе.
Сегодня проблема уменьшения вреда от курения стоит не менее остро. Однако развитие новых технологий позволяет решить ее гораздо проще, чем раньше.
Уже сейчас существует целый ряд продуктов, которые способны свести вред от курения к минимуму, исключив попадание в организм человека тех самых вредных веществ, вызывающих онкологию, ХОБЛ и прочие заболевания. Мало того, они не несут никакого вреда окружающим.
Тем не менее антитабачники, особенно в странах постсоветского пространства, продолжают настаивать на необходимости если не полного искоренения курения, то на его жестком ограничении. Во всех его видах.
Вероятно, такому рвению способствуют немалые средства, выделяемые из госбюджетов на борьбу за здоровый образ жизни.
Такие борцы стараются просто не замечать, что даже в ВОЗ, понимая, что полностью курение не искоренить, стали рассматривать вопрос о снижении вреда непосредственно для здоровья курильщиков, а с ними и окружающих. Они все чаще и громче обращаются к власти с требованиями повышения акцизов, запрета курения в тех или иных местах, ужесточения наказаний и так далее. Сбалансированный подход к проблеме они чаще всего заменяют популистскими заявлениями.
— Мне кажется, что мы никогда не пытаемся найти баланс между обществом, индустрией и регуляторными ограничениями. Когда я был маленьким, всегда проводил время на улице, занимаясь активными играми. Сегодня дети, и без того перегруженные школьной программой, проводят огромное количество времени рядом с компьютерами и прочими гаджетами. Но почему-то никто не поднимает вопрос о том, что необходимо запретить использование компьютерной техники и интернета.
Никто не предлагает обложить их дополнительными акцизами только потому, что это вредная продукция.
То есть существует много вопросов, к которым мы должны подходить сбалансированно, — считает исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев.
По его мнению, любые ограничения должны быть научно обоснованы. Они должны учитывать специфику, определяющую структуру потребления того или иного продукта.
В прошлом непримиримый борец с табакокурением и табачной индустрией в целом, исполнительный директор компании «Counterfactual Consulting» Клайв Бэйтс, сегодня изменил свои взгляды. По его мнению, сейчас существует масса вариантов потребления никотина без горения, что несомненно стоит использовать в борьбе за снижение вреда от употребления табака.
— Исходя из анализа токсичности новых продуктов, можно сказать, что они не содержат и 5 процентов вредных веществ, которые содержат обычные сигареты, — говорит он. — К примеру, электронные сигареты. В Великобритании уже существуют стандарты, принятые для них. Вскоре они будут приняты и во Франции. Потребитель должен знать информацию по содержанию никотина и других составляющих жидкости-наполнителя.
При этом предупреждение должно не пугать, а информировать потребителя о содержании никотина.
Мало того, употребление электронных сигарет должны разрешать или запрещать не на уровне правительства, а на уровне собственников заведений, потому как для окружающих курение электронной сигареты вреда не несет. Курильщики должны иметь разные варианты. Мы хотим, чтобы человек мог выбрать тот продукт, который наносит ему наименьший вред.
Помимо электронных сигарет, вред от которых по результатам исследований в 9-450 раз меньше, чем при курении обычных сигарет, существуют и другие варианты менее вредного получения никотина людьми, от него зависимыми. Это и бездымный табак (снюсы), и жевательные резинки, и пластыри. Однако они помогают не всегда, потому как курильщик часто зависим не только от никотина, но и от ритуала курения.
Международные эксперты особенно отмечают, что в сегодняшних реалиях борьба с курением должна вестись в ключе недопущения вовлечения в эту вредную привычку новых потребителей. А для тех, кто все же не может с ней справиться, необходимо предлагать менее вредные методы потребления никотина, которые минимизируют риски заболеваний как для них, так и для окружающих.