Лидер «Гражданского патруля» рассказал о своей миссии в борьбе за порядок на дорогах.
— Считаете своей самой главной победой штраф, который оплатил Масимов за езду на велосипеде по автомагистрали?
— Пожалуй, да. И надеюсь, что этим создан хороший прецедент для чиновников всех мастей и рангов.
— Не страшно было писать заявление на «второго человека страны»?
— В первый раз и на простого бомбилу заявление писать было боязно, потом привыкаешь и это становится твоими буднями.
Премьеру от меня большой привет и благодарность за правильное (законное) решение, ведь ему заткнуть меня как нечего делать. Но он поступил по закону
— Думаете, премьер знает, кому обязан штрафом? Вы ведь делаете все анонимно. Вот и сейчас даете интервью нашему порталу при условии сохранения анонимности.
— Только потому, что часть нашего общества до сих пор не вылезла из 90-х и живет по понятиям, а не по закону, как цивилизованные люди.
— Боитесь, что нарушитель окажется еще и отморозком, который попытается отомстить?
— Не только я, все активисты «Гражданского патруля» страхуются от возможной мести. К тому же не вижу смысла афишировать свою личность — можно успешно наказывать нарушителей, не раскрывая имен, не показывая лиц. Цель «гражданских патрульных» — безопасность на дорогах, а не слава и всенародная любовь.
— Но полицейские вас знают в лицо и скорее всего ненавидят еще больше, чем нарушители, которым пришлось оплатить крупный штраф.
— Полицейские меня уже начинают на улице узнавать. Здороваемся за руку. По одному они чудесные ребята,
но вся их система в целом — это ужас.
— Может быть вам как общественной организации стоит работать вместе с дорожными полицейскими? В пресс-службе КАП МВД утверждают, что приглашали вас, но вы отказались.
— Мы не организация, а общественное движение. Все свои предложения мы направляем в ДВД или МВД через EGov в виде заявлений, петиций, ставим в известность журналистов. А от «круглых столов» с полицией не вижу толка — переливание из пустого в порожнее.
— Говорят, что вы не раз попадали в хорошие передряги, но теперь осторожничаете и поэтому не афишируете себя.
— Да, действительно, в передряги попадал. Есть протокол за скорость 76 км/ч по проспекту Саина. Нарушение признаю, штраф оплатил. С тех пор я очень щепетильно отношусь к ПДД и прилагаю все усилия, чтобы не нарушать. Ничего более серьезного в моей биографии нет. Никогда не привлекался к уголовной ответственности и в целом весьма законопослушный гражданин.
— Еще говорят, что вы отрабатываете гранты с Запада.
— Нет. К сожалению, у нас нет спонсоров. И уж тем более заграничных. Возможно, в будущем появятся добрые состоятельные люди, разделяющие наши идеи, но пока их нет.
— В своих постах на Facebook вы утверждаете, что дорожная полиция только мешает активистам. Разве не они для вашего удобства сделали возможным отправлять видео через Facebook?
— Формально — да, сделали. В реальности этот способ отправки полудохлый. То работает, то все в отпуске. Из десяти отправленных видео ответ предоставляют на 2-3. Если на видео несколько нарушений, то полицейские увидят только одно. Нарушения своих коллег-полицейских не замечают вообще, можно даже не присылать. Если не устраивает результат рассмотрения вашего обращения, то их ответ никак не обжалуешь. Если вообще не ответили — никак их за это не накажешь. В общем,
этот полудохлый канал для жалоб придумали больше для пиара Комитета административной полиции МВД РК, чем для реальной работы
Но с казахстанской полицией хотя бы так…
— Тем не менее, самые вопиющие видеофакты, которые вы присылали к нам в редакцию — это нарушения полицейских. Вы ловили их на фальсификации протоколов, игнорировании нарушителей ПДД, не говоря уже о том, что полицейские их сами грубо нарушают.
— Если говорить про дорожную полицию, то она пополняет госбюджет, а попутно и личный карман. Закон она не защищает, потому что запросто проезжают мимо нарушителей ПДД, сами же их нарушают. Полицейские очень боятся публичности, боятся видеозаписи — это уже говорит о том, что они нарушают закон, иначе чего им бояться? Как только достаешь телефон и включаешь видео — у тебя его чуть ли не силой отбирают полицейские. А ведь ни один закон в Казахстане не запрещает снимать на видео инспектора дорожной полиции. Самих себя они выгораживают, когда на них пишешь жалобы. Это да, это они умеют. Даже подать заявление в УВД проблема. Недавно с этим столкнулась депутат нашего парламента и писала, что была в шоке. Но она будет в еще большем шоке, когда узнает, что подавать заявления, скажем, после кражи, вообще нет смысла — вора все равно не найдут.
— Ради мести «Гражданский патруль» открыл охоту на полицейских-нарушителей?
— Это не месть и не охота. Я бы назвал это «контроль». Мы своими налогами содержим полицию, поэтому имеем полное право требовать от них качественной работы и можем наказывать их за безделье. А уж безделья вы наснимаете много — просто покатайтесь за ними. Я так и делаю — просто еду за полицейскими, а мой регистратор пишет видео. Потом это видео, как патрульный автомобиль полиции проехал мимо нарушителей, я через EGov отправляю в две организации: районную прокуратуру и ДВД. Как видите, все очень просто, поэтому выявлять бездельников в полиции может любой водитель, к чему я всех и призываю.
Государству и дорожной полиции наведение порядка на дорогах финансово невыгодно
Порядок нужен рядовым гражданам, для того, чтобы поездка на автомобиле была не лотереей — «доеду-не доеду», а чтобы быть уверенным, что наши близкие сегодня придут домой живыми. Инициатива в наведении порядка на дорогах должна исходить от рядовых граждан. Понимая это, многие стали присоединяться к движению «Гражданский патруль» и заставлять дорожную полицию работать так, как это нужно людям, а не госбюджету.
— Если посчитать общую сумму штрафов — сколько вы помогли перечислить в бюджет?
— По деньгам ничего сказать не могу. Ни мы, ни полиция такую статистику не ведем. Для нас это сложно, а для полиции невыгодно.
— А порядка на дорогах больше стало, как считаете?
— Порядок будет тогда, когда нашу концепцию примет достаточно большое количество граждан. Конечно, сотня активистов не наведет порядок в целом городе. Но вот у своего подъезда, на своей детской площадке порядок может навести даже один активист. Отправка видео становится нормой, а значит,
если нарушители будут бояться любого, кто едет сзади — будет превосходно. Это огромный сдерживающий фактор
— По вашим наблюдениям чаще нарушения совершают водители на дорогих авто с блатными номерами или на стареньких рыдванах?
— Смотря какие нарушения. Если подрезания для подбора 200 тенге у обочины, то старенькие. Если выходки на свадьбе, то дорогие. А в целом я не делю нарушителей по цене их авто.
— Кстати, о свадьбах. Недавно наш портал проводил опрос экспертов на тему «Как наказать свадебные кортежи за наглое и преднамеренное нарушение ПДД?». Теперь этот вопрос хочу адресовать и вам.
— На фоне бюджета свадьбы штрафы за нарушения ПДД мизерные. Платить за выходки на дорогах должно быть дорого, очень дорого
Если о нарушении стало известно во время свадьбы — забирать всех нарушителей и молодоженов в том числе, невзирая на праздник. К сожалению, у нас плохо развито такое наказание как общественно-полезный труд, иначе можно было бы дать метлу, пусть целый месяц подметают тротуары.
Плохо и то, что в полиции делают вид, что такой проблемы, как свадебный беспредел, на дорогах нет и никакого отдельного решения она не требует
— Наши огромные штрафы должны стать еще больше? Думаете, это поможет навести порядок на дорогах?
— Штрафы за нарушения ПДД следует сделать относительными. Например, относительно стоимости автомобиля. Потому что для бомбилы на «Нексии» 10 тысяч тенге — это большие деньги, а для владельца бизнеса на БМВ Х6 — копейки. Наказание должно быть равным по силе эффекта. А для этого нужно платить относительно дохода.
Но никакие штрафы не помогут, если не будет неотвратимости наказания. Абсолютное большинство людей от нарушения закона сдерживает не полиция, а собственное мировоззрение и воспитание. Полиция, такая, какая она есть, играет мизерную роль.
— Почему активисты делят нарушителей на местных и иногородних?
— Мы вынуждены. Потому что так работает полиция: если вы написали про «нашего» нарушителя, то мы его накажем, а если про «чужого», то нет.
Для полиции каждый город — отдельное государство. Присылать в ДВД Алматы видео на шымкентский автомобиль бессмысленно
И писать в ДВД ЮКО нет смыла — они вернут в ДВД Алматы, потому что есть принцип территориальности. Такое деление единой страны на кучу государств считаю возмутительным. Это нарушение и Конституции, и принципа равенства перед законом, это игнорирование слов президента о нулевой терпимости к нарушениям.
— То есть иногородним нарушителям не страшны активисты?
— Не совсем. Например, пока иногородний нарушитель стоит — он уязвим.
— Год назад вы писали обращение к главе МВД Калмуханбету Касымову, в котором просили повлиять на бюрократичную систему и пресечь практику предоставления персональных данных активистов «Гражданского патруля» нарушителям. Министр ответил, что ваши факты не подтвердились, хотя и была проведена тщательная проверка. Какие чувства испытываешь, когда получаешь такой ответ от министра?
— Была большая надежда, что министр поможет активистам, защитит их персональные данные. Но этого не произошло, что в очередной раз подтвердило правильность моего личного мнения — государству и дорожной полиции порядок невыгоден. Доказывается это методом от противного. Если бы власти хотели порядка на дорогах, то таким активистам, как «Гражданский патруль», везде был бы зеленый свет. Нужна анонимность заявителя — пожалуйста. Нужен сайт с удобной отправкой видео — пожалуйста. Даже могли бы выплачивать некоторый процент со штрафов. Но нет,
вместо поддержки от полиции сплошное противодействие. Но мы привыкли к этому и подстроились
— нашли обходные пути и обеспечили себе безопасность, придумав схему «работа через напарника».
— Последний вопрос. Чтобы вы изменили в КоАП?
— Есть предложения по улучшению проезда скорой. Распространенная проблема — отсутствующий или нечитаемый госномер (под углом, закрытый шторкой). Сейчас за такое штрафуют, только если попался в момент движения, а нужно штрафовать в любом случае, включая стоящего на парковке. И сам штраф должен быть очень большим, иначе выгоднее ездить без номера. Дело в том, что полиция не хочет решать эту проблему, а активисты видят такие нарушения на стоянках. Вот если внести такое изменение в КоАП, то мы бы решили эту проблему. Еще есть проблема громкого выхлопа. 95% подобных нарушений приходится на мотоциклистов и мопедистов, остальные — на автомобили и автобусы. Полиция этой проблемой тоже не занимается, нет стимула. А вот если сделать штраф за такое нарушение очень большим, то полиция начнет по нему работать и в городе станет тише, особенно по ночам.