Создание реального местного самоуправления и прозрачных тарифов — посильные задачи для Сагинтаева, считает Своик.
13 сентября президент окончательно сформировал состав нового правительства во главе с Бакытжаном Сагинтаевым. Мы решили выяснить, какие вызовы будут стоять перед этим составом кабмина?
— По большому счету ничего нового пока не предвидится ни в экономическом, ни в политическом смысле. Политический транзит по-прежнему в повестке дня самый актуальный, перестановки как раз под него и происходят. И перемещения Карима Масимова и Дариги Назарбаевой имеют горизонтальный смысл. Это ни вперед, ни назад, а просто подготовка.
— Мы говорим о так называемом «транзите власти»?
— Да, конечно. Однако по-прежнему непонятно, будет ли транзит власти осуществляться через сохранение исключительно президентского правления или же оно будет переформатировано в парламентско-президентское… Не спеша будет реализовываться небольшая реформа, когда право формирования правительства будет передано парламенту, то есть «Нур Отану». А в нем, в свою очередь, будет плотная группа фигур по корпоративному правлению… Именно такая схема проглядывала перед парламентскими выборами.
— И тут Даригу Назарбаеву перевели в вице-премьеры…
— Когда это произошло, я смог сделать единственный вывод — парламент по-прежнему останется второстепенным, вспомогательным, а вся власть будет сосредоточена в руках исполнительных органов… То есть мы находимся исключительно в режиме ожидания.
Отмечу, что Токаев оптимально занимает пост председателя Сената. Когда его отозвали с самой высокой в истории казахов карьеры — заместителя генерального секретаря ООН и назначили спикером сената, стало понятно, что подготовка к переходному периоду уже началась.
В любом случае видно, что решающих ходов пока не сделано, все перемещения исключительно горизонтальные и выжидательные, окончательная финальная комбинация пока еще преждевременна.
— Прогнозируется, что дно кризиса придется на зиму 2016-го и весну 2017-го. Какие 5 вызовов, которые будут стоять перед новым кабмином, вы бы отметили? Каким должен быть курс, цена на нефть, новые законы, налоги, социальные выплаты? К чему готовиться?
— Для начала нужно хорошо понимать, что у этого кризиса никакого дна нет. Оно бывает только в циклических кризисах, а этот кризис — системный. И он не чисто казахстанский, а мировой. У него предположительной точкой перелома в локальном евразийском смысле будут выборы в российскую Думу. Но еще более важной точкой перелома, уже в глобальном смысле, будут президентские выборы в США.
— Но в любом случае этот системный кризис будет иметь свои очень драматические, труднопредсказуемые, но неизбежные развязки. От этого кризиса лечиться не получится. Он будет связан с глубочайшим переформатированием всего мирового контекста.
В этом смысле стоит адресоваться к выступлению Назарбаева на G-20, где он очень точно сказал о надвигающемся переформатировании и замене новыми международными объединениями нынешней глобализации. И он совершенно прав
В этом смысле никакого дна кризиса в Казахстане не будет, нам «светит» постоянное, медленное, ползучее ухудшение. Оно будет осенью, зимой, весной, летом и так далее с некоторыми положительными паузами — незначительным подорожанием нефти. Ну и как обычно кто-то начнет снова говорить ерунду, что дно кризиса позади.
Другой отсчет начнется, когда реально начнет меняться мировая экономическая модель. Даже не в самом Казахстане, а за счет влияния внешних факторов. Казахстан — не игрок, а объект приспособления к внешним факторам.
Если все затянется, возможно произойдет китаезация казахстанской экономики. Не даром же объявлен перенос из Китая в Казахстан 51 крупного промышленного объекта. Но скорее всего Сагинтаев дождется того, что начнутся повороты уже в контексте ЕАЭС. Тогда
глобальная роль Америки потихоньку будет сворачиваться, ответственность за евразийское пространство будет уже на самом евразийском сообществе
Без призора братьев-американцев. Но это будет не совсем скоро, пока еще нам предстоит сползать.
— Так что все-таки может сделать правительство в новом составе хотя бы для поддержания страны на плаву?
— Я бы сказал, для поддержки штанов. Из важных дел, которыми правительство Сагинтаева могло бы заняться, это внутренняя реконструкция, нацеленная на включение во внешне ориентированную экономику общественных элементов.
Например, прозрачные тарифы, реальное местное самоуправление, реорганизация ЖКХ с решением пресловутых проблем КСК. То есть
сейчас правительству как раз самое время заняться уборкой в собственном доме
И это могло бы дать очень серьезный эффект. Думаю, правительство в этом направлении будет пытаться что-то делать. К примеру, вчера прошла презентация закона о местном самоуправлении, в Алматы активные шевеления в сторону КСК. Но это не то правительство, от которого можно ждать решающих перемен. Оно сможет их только изображать.
Допустим, закон о местном самоуправлении в нынешнем формате — заведомо мелкотравчатый и ничего не решит. Правительство будет топтаться на месте. Такова его внешняя судьба, у него нет своей игры.