Столица для многих — город, населенный малоподвижными чиновниками совсем не атлетического телосложения.
Столицу Казахстана пока трудно назвать городом активных и спортивных людей. Например, астанчане предпочитают автомобиль велосипеду. Из-за этого из года в год растет загрязненность воздушного бассейна в городе. Согласно официальным данным,
в 2014 году индекс загрязнения воздуха столицы увеличился на 40% по сравнению с 2013 годом
Другой показатель, говорящий о любви астанчан к пассивному образу жизни – высокая заболеваемость сердечно-сосудистыми заболеваниями. По статистике, на 100 тыс. жителей Астаны приходится более 2000 случаев сердечно-сосудистых заболеваний. Для сравнения: в Италии, Франции и Испании этот уровень — около 600 случаев.
Политика в области развития массового спорта в столице фокусируется по большей части на плановых спортивно-массовых мероприятиях. А общая цель по превращению столицы в спортивный город никак не отображена как на уровне практической деятельности профильных ведомств, так и городских программ развития. В результате политика в этой области не имеет четких приоритетов и направлена на решение сиюминутных задач.
Позиционирование Астаны в стратегических документах также не включает аспект, связанный со спортом или активным образом жизни. Так, например,
в Генплане развития до 2030 года Астана определена как «правительственный, административный, коммерческий и деловой центр,
а также национальный центр научно-исследовательских разработок и новых технологий».
Такие данные опубликовала группа PaperLab — сообщество молодых экспертов из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана для совместной реализации научно-исследовательских проектов в сфере публичной политики.
«В условиях Астаны есть первые признаки превращения спорта в неотъемлемый атрибут имиджа успешного представителя среднего класса. Однако все еще преобладает восприятие Астаны как города государственных служащих, а усредненный образ обитателя столицы ассоциируется с чиновником среднего возраста не слишком атлетического телосложения», — отмечают исследователи.
Эксперты PaperLab выделили несколько ключевых организационных моментов, мешающих Астане стать городом для активных людей.
спортивные сооружения строятся одним ведомством, спортивно-массовые мероприятия проводятся вторым, а пропагандой активного образа жизни занимается уже другая структура
Сколько денег тратится на развитие массового спорта в бюджете Астаны — не уточняется
Большинству жителей Астаны стоимость платных спортивных услуг ощутимо бьет по карману
Это касается как индивидуальных занятий, так и групповых.
Тем не менее, было бы неверным утверждать об отсутствии популяризации в Астане активного образа жизни. С помощью специальных публикаций в СМИ, рекламы и проведения спортивно-массовых мероприятий среди горожан активно продвигается культура спорта и физической активности.
Например, в последние годы стало модным участие представителей управленческой элиты в спортивных мероприятиях. В СМИ и социальных сетях очень быстро распространяются фотографии первых лиц, участвующих в марафонских забегах, велопробегах и других спортивно-массовых акциях. Согласно задумкам пресс-служб госорганов,
участие в спорте высоких чиновников формирует позитивный имидж самого чиновника
Вторым пунктом идет — повышение престижа спорта среди населения в целом.
Однако указанных мер явно недостаточно, чтобы спорт и физическая активность приобрели особую значимость среди горожан. Интеграция этих ценностей с привычным укладом жизни рядовых казахстанцев требует более продуманной политики продвижения, выходящей за рамки разовых PR-акций.
Важным приоритетом в совершенствовании спортивной инфраструктуры должно стать расширение возможностей для занятий бегом и велоспортом.
В ближайшее время необходимо разработать специальный пакет мер по развитию велотранспорта в Астане. Система аренды велосипедов AstanaBike показала свою востребованность, однако
существующая транспортная инфраструктура остается недружелюбной по отношению к любителями велотранспорта
Уже сейчас нужно начать работу по повышению культуры велодвижения, а также установлению правил взаимодействия всех участников транспортной системы с учетом повышения статуса велосипедистов.
Наряду с инвестициями в развитие автотранспорт и общественный транспорт, необходимо предусмотреть инвестиции в развитие пешеходной инфраструктуры.
Тротуары города остаются крайне неприспособленными для передвижения лиц с ограниченными возможностями, а также детских колясок
В продвижении идеи спорта и физической активности среди горожан нужно акцентировать внимание в организации и проведении специальных обучающих программ. Например, популяризация бега могла бы осуществляться через занятия по обучению правильному бегу. Во время таких занятий все заинтересованные лица могли бы получить нужную информацию о том, какую обувь следует одевать при беге, каким должен быть режим питания и т.д.
Другими словами, считают авторы доклада, необходимо «встроить» тему спорта и активного образа жизни в общий дискурс городского развития. Нужно продвигать восприятие жителями своего города как удобного пространства для физической активности. Например, «Астана – это город, где я работаю и занимаюсь спортом».