Главные угрозы независимости Казахстана — внутри. В коррупции. Внешние угрозы — мизер.
Именно поэтому экономический обозреватель Денис Кривошеев считает, что на посту главы КНБ Карим Масимов нужнее, чем в во главе кабмина.
— Вы лучше нас знаете Масимова с профессиональной точки зрения. Как думаете, он вживется в роль председателя КНБ? Каким он будет — закрутит гайки или сделает ведомство коммуникабельным и более открытым?
— Я бы не отнес Карима Кажимкановича к профанам в этом направлении, ведь всем известно, куда он поступал в самом начале (Высшая школа КГБ СССР. — Ред.), чем занимался, на кого учился, он прекрасно знает несколько языков, знаком с основой разведки, насколько я могу понимать из его резюме. Уж точно, он будет не хуже тех, кто был до него.
Уверен, что его политический вес, как говорят многие политологи, позволит вывести Комитет национальной безопасности на иную планку работы. Он точно станет заниматься вопросами именно национальной безопасности.
В нашей стране вызовов намного больше изнутри, чем снаружи. Извне нас никто завоевывать не собирается,
секретов у нас немного. Все угрозы и вызовы здесь. И Масимов, к счастью, хорошо с ними знаком.
С приходом в комитет Карима Кажимкановича круг полномочий КНБ расширится
В этом плане я с экспертами согласен.
К вопросам национальной безопасности я отношу главным образом коррупцию. Это самая страшная угроза. Я столкнулся с этим лично сам и однозначно скажу, что у меня надежда на Масимова, который серьезно займется борьбой с коррупцией в этой стране.
— Человек жаждет в жизни только одного — справедливости. То, о чем вчера говорил генеральный прокурор, от которого лично я до сих пор справедливости дождаться не могу. И многие другие люди — тоже. Теперь у меня есть надежда, что человек, который был в бизнесе, который знает, как работает правительство, который знает, на что рассчитывают люди, наведет порядок.
Он знает, что люди рассчитывают на справедливость. А несправедливость в стране — везде. Начиная от полиции, ставшей символом коррупции. Полицию интересуют только камеры на дорогах, но не интересуют проблемы поселений, кражи, воровство, убийства, мародерство, сокрытие фактов. Мы говорим про суды, которые выносят совершенно несправедливые решения, не объяснимые ничем. Я знаю инвесторов, которые рыдают от таких решений. Их десятки. Так вот, если мы хотим получить хорошее государство, то первый вопрос, который встанет перед Каримом Кажимкановичем, это безопасность от коррупции.
Вторая важнейшая угроза — религиозная. Он как никто хорошо понимает религию, прекрасно знает арабский язык, прекрасно знает религиозные мусульманские течения.
И если комитет по делам религий передадут из Министерства культуры и спорта в КНБ, это будет совершенно верно
Пограничную службу нужно усиливать. Мы видим, чем закончился «Хоргос» в очередной раз. Если мои предположения сбудутся в реальности, это будет означать, что деятельность и эффективность Масимова в должности главы КНБ станет намного выше, чем в должности премьер-министра.
— То есть политическим понижением в должности перевод Масимова на другую работу вы не считаете?
— Если мы смотрим на национальную безопасность так широко, как я только что сказал, она важнее деятельности правительства.
Все, что делает правительство, может рухнуть из-за одного неправосудного решения судьи
или действия какого-то мелкого клерка в каком-то региональном акимате. Все, что говорит и делает президент, все программы и законы, которые принимаются в стране, спотыкаются об исполнителей. Они исполняются в обратную сторону. А теперь смотрим, какой отток инвестиций этот ужас вызвал.
Расскажу пример Аргентины. Там будет проходить большой мировой форум по инвестиционной привлекательности их страны. Они не просто обещают защищать каждого инвестора. Их президент лично гарантирует защитить каждую копейку любого инвестора. Деньги идут туда, где им безопасно. Если у инвесторов отжимают капитал рейдерским путем, а такие случаи в Казахстане есть, они будут отсюда бежать.
— Вы считаете, что борьбой с коррупцией должен заниматься КНБ?
— Никто с этим не справляется. Это уже очевидно. Проведите национальный опрос — что мешает стране развиваться? Вам все однозначно ответят, что мешает. И все однозначно скажут, что каждую неделю сталкивались с коррупцией. А те, кто хотя бы раз в жизни из-за этого пострадал, они вам еще и расклады дадут, кто и как продвигает коррупцию.
— Отдельные эксперты предрекают Масимову закат карьеры по примеру Марата Тажина. Есть ли логика у этих предположений?
— Надо понимать, кто такой Марат Тажин, при всем моем к нему уважении, и кто такой Масимов. Это две совершенно разные по масштабу и авторитету фигуры. Самое важное: когда в Астане был Тажин, это было совсем другое время. Мы слушали телевизор и у нас был полный холодильник. Тогда было неважно, кто руководит Комитетом национальной безопасности. Возможные потери от коррупции и прочих вызовов были меньше доходов, которые получал человек. Сейчас все наоборот.
Люди раздражены, посмотрите реакцию в соцсетях — люди друг друга ненавидят, они готовы драться, они перестали быть толерантными, они винят всех. Это первые сигналы, что в стране заговорили пустые холодильники
В этой непростой ситуации, когда встал вопрос о сохранении стабильности, спасти ситуацию может только одно — справедливость. Нужно тотальное послушание законам. Да, иногда больно, но если законы справедливые, это оправданно. Это то, о чем вчера сказал генеральный прокурор Жакип Асанов. Это значит, что у власти и у народа одни и те же пожелания и ожидания.