Пока судьи в Рио ошибались, спортсмены попадались на допинге, школьники просто игнорировали Олимпиаду. Кому она нужна?
«О спорт, ты – мир», — сказал когда-то Пьер де Кубертен. Сегодня хочется перефразировать «О спорт, ты – война». Во всяком случае такое ощущение складывается, когда читаешь новости спорта. Об этом разговор с политологом Эдуардом Полетаевым.
— Год назад вышла ваша программная статья «О спорте и политике». Но то, что происходит сегодня, по-моему, переворачивает даже вашу статью. Я не смотрел эту Олимпиаду, потому что мне было неприятно смотреть. Разговоры о допинге, кого сняли, кого нет, какая-то грязная возня. Единственная Олимпиада в моей жизни, которую я не смотрел. Вы смотрели?
— Периодически. В основном в записи. Наиболее важные и интересные моменты, связанные с выступлениями казахстанских спортсменов. Это первая Олимпиада в истории, которая состоялась в Латинской Америке. Временные пояса очень отличаются. Основной потребитель контента, для которого идет Олимпиада, это жители Азии и Европы. Естественно, просмотр олимпийских игр попадает ночное время. Я не думаю, что стоит уделять внимание играм и в течение 2 недель ходить на работу не выспавшись. Можно посмотреть в записи. Для этого есть интернет.
— Согласен.
— У меня нет статистики, но эта Олимпиада по просмотру проигрывает лондонской.
— По билетам уже проиграла. Имею в виду по проценту возврата билетов. 280 тысяч билетов раздавали бесплатно бразильским школьникам. И те не пошли. Не знаю почему. Может на паршивые соревнования раздавали, может нет интереса. Вообще говорят, эта Олимпиада проигрышная по многим статьям. Может потому что проводилась в стране третьего мира – не богатой, у которой своих проблем хватает, да еще это свалилось. Как вы думаете?
— И мировое олимпийское движение, и мировые деятели спорта пытаются масштабировать спортивные мероприятия, выводя их за пределы традиционных мест проведения – в первую очередь это Северная Америка и Западная Европа. Но есть прецеденты довольно успешные, такие как чемпионат мира по футболу в ЮАР 2010 года. Он тоже подвергался критике, но по итоговым результатам оказался достаточно успешным.
— Но дал большой толчок для развития страны в целом.
— Другое дело, что сама Бразилия хоть и считается развивающейся страной, но впереди всех своих коллег по континенту. Она не исповедует многие другие виды спорта, которые были представлены на ее территории. Может поэтому и раздавали билеты школьникам, которые впервые вживую видели эти мероприятия. В Латинской Америке культивируется ограниченное количество видов спорта.
— А много ли в этой Олимпиаде было политики? Или все как обычно?
— Политика, безусловно, была. Если мы почитаем историю повторного возникновения Олимпиады, когда Пьер Кубертен начал внедрять ее в конце 19 века… Ее истоки в двухлетней франко-прусской войне середины 19 века. По мнению Кубертена, в той войне французские военнослужащие отличались ужасной физической подготовкой. Его инициатива была направлена в первую очередь на их подготовку. Затем был перевод сложных отношений в Западной Европе на мирные рельсы посредством спорта. То есть истоки возрождения Олимпиады выходят из политики. Возьмем знаменитую московскую Олимпиаду 1980 года, Лос-Анджелес-84, где политики было очень много.
— Я объясню для молодых людей. Олимпиаду-80 бойкотировало более 60-ти стран мира. Как тогда говорилось, капиталистические страны отказались участвовать в ней из-за того, что СССР ввел свои войска в Афганистан. В ответ на это СССР бойкотировал Олимпиаду 1984 в Лос-Анджелесе. СССР и страны социалистического блока.
— Знаменитые теракты 20 века были совершены во время мюнхенской Олимпиады 1972 года, после чего внимание к этим публичным мероприятиям стало весьма повышенным. А когда усиливаются меры безопасности, задействована политика, поскольку подключаются силовые структуры, выделяются определенные средства. Силовые структуры освобождаются от повседневных дел и перенаправляются на это событие. Политики тоже отвечают за это головой. В случае нестандартных событий будут вопросы к руководству страны. Не случайно Путин поехал в 2007 году в Гватемалу на 119-ю сессию МОК, где выступил. Это помогло Сочи оказаться победителем и провести Олимпиаду в 2014 году. То есть политика задействована. Чем дальше, тем больше.
— Можно вспомнить Олимпиаду, которую проводил Гитлер. Кубертен приезжал в Берлин и говорил, что Гитлер – главный друг спорта. Кстати, успешная была Олимпиада.
— Очень много денег было вложено. Благодаря Гитлеру, хотелось это кому-то или нет, спортивное движение очень сильно распространилось по миру. Понятное дело, что основная цель Гитлера была внутриполитической — сплотить нацию еще раз во главе с фашистской идеологией. Но тем не менее огромное количество спортсменов приехало из разных стран мира в Берлин. В то время как Олимпиада в Сент-Луисе в 1904 году собрала в основном американских спортсменов — тогда самолеты в Америку не летали, а на корабле надо было плыть несколько дней.
— Та Олимпиада вошла в историю как самая расистская, где отдельно показывали нацменьшинства. Эта Олимпиада в Рио, наверное, запомнится допинг-скандалами. Целыми странами отстраняют. При этом таинственным образом исчезают допинг-пробы у другой страны — уборщица тряпкой махнула, и нет никаких доказательств. Вот такой осадок. И Казахстана это коснулось, к сожалению. Вы год назад писали, что не было таких случаев, чтобы по политическим мотивам обнаруживали допинг. Вот он, пожалуйста! Есть здесь политический мотив или нет?
— Не уверен, что в допинговом скандале много политики. Скорее, здесь интересы расплодившихся организаций и многочисленных людей, которые в них работают. Сидят вокруг допинговой темы и пытаются оправдать свою деятельность. Надо признать, что мир лекарств огромен, он меняется и абсолютно не статичен. Более того, в самом простом овоще или фрукте можно найти питательные вещества, которые вдруг окажутся в крови спортсмена, в итоге он может пострадать. Безусловно, здесь должна быть работа соответствующих врачей, диетологов, обеспечивающих жизнедеятельность спортсмена. Мы можем проследить историю допинговых скандалов и вообще историю допинга, а ведь это не так давно началось, вторая половина 20 века…
— ГДР, по-моему, славился.
— ГДР, социалистические страны. Разработки, которые применялись для достижения нужных результатов, спортивной производительности, являлись по тем временам достаточно передовыми медицинскими технологиями. И многие страны просто не проверялись на допинг-пробы.
Если подойти с сегодняшними мерками допинга и проверить спортсменов 1960-70 годов, мы получим огромное количество скандалов
— Вообще, мне кажется, что это тема очень скользкая. Нет каких-то определенных критериев. Мы узнали, что допинг-пробы 2008 года еще у четырех наших тяжелоатлетов дали положительный результат. Наука не стоит на месте. Но все-таки обидно. А как вы смотрите на предложение упразднить олимпиады? Больше обратить внимание на создание евроазиатских, панафриканских игр. Панамериканские игры есть. Мол, олимпийское движение находится в тупике.
— Для меня это неоднозначный вопрос. С одной стороны, Олимпиада часто дублирует и заменяет чемпионаты мира, которые проводятся почти по всем видам спорта. И смысла в этом дубляже особого нет. Есть виды спорта, по которым участие в Олимпиаде не является столь престижным делом. Два любительских вида спорта, представленных на олимпиаде – бокс и футбол. Ведь в футболе на Олимпиаде участвуют спортсмены на старше 23 лет. По-моему, допускаются 3 человека старше этого возраста. Чемпионат мира престижней и финансово более состоятельный, вызывает больше интереса. Неслучайно футбольные состязания начинаются раньше открытия Олимпиады. Кубок чемпионов или Лига Европы, или соревнования внутри страны – «Дерби», «Барселона» и «Реал», привлекают больше внимания футбольных болельщиков, чем полуфинальные встречи Олимпиады. Тем не менее в других видах спорта Олимпиада где-то перекрывает и увеличивает интерес. Особенно в тех видах спорта, которые привлекают мало зрителей. В частности, в Казахстане гребля на байдарках и каноэ или академическая гребля мало известны и не пользуются популярностью. У нас негде посмотреть такие соревнования. Если вдруг казахстанский спортсмен принесет какую-то медаль, то и вид спорта будет популяризован.
— Плавание. Наш Дима Баландин – вообще фантастика! У меня к вам заключительный вопрос. Как вы оцениваете итоги выступления нашей сборной? И еще отдельно по нашему боксеру Левиту.
— По Левиту обидно как гражданину Казахстана. Это спорт. Я не думаю, что здесь сознательная катавасия случилась, чтобы обидеть Казахстан. Решение принято. Судьи наказаны. На одной из зимних Олимпиад давали две золотые медали фигуристам, чтобы привести в равновесие и сгладить конфликт. Мне кажется, этот вариант был бы оптимальным, чтобы не обидеть российского спортсмена и вознаградить нашего.
— А в целом?
— По количеству медалей Казахстан довольно неплохо набрал. Это меньше, чем в Лондоне. Но учитывая дисквалификацию ряда тяжелоатлетов, которые железно могли нам принести золото, результат довольно хороший.
— Мне тоже так кажется. Что же! Спасибо, что вы пришли! У нас в роли спортивного обозревателя был политолог Эдуард Полетаев.
Видеоверсию смотреть здесь.