Для казахстанских путешественников слово «автострада» имеет два значения: «авто» и «страдание».
Плачевное состояние главной автотрассы Казахстана «Алматы-Астана» становится уже притчей во языцех. В этом году все прелести отечественной автострады испытал на себе знаменитый казахстанский режиссер, автор восьми фильмов о Нурсултане Назарбаеве, кавалер ордена «Кұрмет» Александр Головинский.
После экстремального путешествия по просторам родины заслуженный деятель искусств Казахстана написал открытое письмо председателю Комитета автомобильных дорог МИР РК Мереке Пшембаеву.
«Уважаемый Мереке Кудайбергенович! Как вы относитесь к внутреннему туризму в Казахстане? — спрашивает в письме Александр Головинский. — Если судить по автодороге «Алматы–Балхаш» – то очень нехорошо.
Судя по всему,
вы либо не знакомы с постановлением президента Назарбаева от 11 марта 2015 года о разработке новой программы развития туризма в стране, либо игнорируете его
И то, и другое, по-моему, плохо. Также советую вам ознакомиться с утверждённым президентом документом «Концепция развития туристической отрасли РК до 2020 г.»
Я в этом году решил в свой отпуск не ехать по зарубежным «Европам и Азиям», а отдохнуть на песчаных пляжах замечательного озера Балхаш, благо в интернете есть достаточно информации о прибалхашских домах отдыха. Отдохну и поддержу идею президента, и наш внутренний туризм!
Но поезда туда не ходят, самолёты не летают. И мы с женой решили отправиться в дом отдыха на своей автомашине. А почему нет? По карте выбранный нами дом отдыха находится рядом с автострадой «международного значения» Алматы–Астана! Замечательно! Но… Почему-то вдруг я только сейчас обратил внимание, что слово «автострада» — это не одно слово, а два: «Авто» и «Страда(ния)». Да, да, «Автострадания»!!!
Вы сам, сидя за рулём своей личной (именно личной!) автомашины, когда ездили по этой дороге из Астаны в Алматы и обратно?
Не помните? Вот и я не знал, что эту дорогу курирует комитет, который возглавляете вы. Я и про вас ничего не знал, пока не проехал по этой дороге. Теперь знаю. Знаю и уверен, что «вы — настоящий противник внутреннего туризма в Республике Казахстан». Может быть, вы даже лоббируете туризм зарубежный?
Такие мысли появились у меня, когда после 120-го километра от Алматы,
сразу за Куртинским перевалом, на автостраде сначала исчезла разделительная полоса, потом исчезли обочины и съезды
Но зато на проезжей части появились в огромном количестве ямки, ямы, ямища!… Некоторые даже в диаметре более метра(!!!) и глубиной до 20 – 40 см. И их не сосчитать!
Не верите? Тогда садитесь за руль своего личного (не путать с закреплённым за вами гос.автомобилем с водителем!) и прокатитесь по этой, закреплённой за вашим комитетом, автодороге. И если я здесь вас оклеветал – подайте на меня в суд и потребуйте, чтобы я заплатил многотысячный штраф. За то, что усомнился в вашей компетенции, усомнился в том, что вы по праву сидите в том кресле, в котором вы сидите…
Почему я такой сердитый? А потому что то, что вы считаете автострадой – это испытательный полигон для тяжёлых бронетранспортёров и танков,
начавшийся на 120 километре от Алматы и закончившийся только на 340-ом! 220 километров форменного безобразия и профанации. Подавайте на меня в суд и пригласите в испытательную поездку на этом участке и судью, и журналистов с телекамерами и фотоаппаратами. А для полного удовольствия пусть вся эта «команда» едет на личных автомашинах ваших заместителей и помощников…
Кстати, по поводу испытательного полигона… Отдайте этот участок дороги в аренду до 2020 года (Вы, кажется, собираетесь к 2020 году сделать эту дорогу платной?) производителям тяжёлой автомобильной техники. Пусть испытывают на ней качество своей продукции. А на полученное вознаграждение купите для своего комитета новые автомашины, так как после предложенного мной автопробега старые машины вашего комитета нужно будет сдать на металлолом.
И на закуску пару эпизодов из жизни вашей «автострады» Алматы – Балхаш. Направляясь в дом отдыха, мы встретили на 200-ом километре несколько автоколонн, едущих из Китая домой участников авторалли «Шелковый путь». Ехали они вместе с машинами сопровождения, техничками, не торопясь (а какой сумасшедший станет торопливо ехать по такой дороге?). Мы остановились рядом с одной из групп. Остановились не из любопытства, а потому что мой друг (он с женой ехал в тот же дом отдыха), влетев пусть и на небольшой скорости, в одну из ям, порвал покрышку на переднем колесе и погнул диск…
Подошедший к нам один из переводчиков ралли посочувствовал и спросил, как вообще мы ездим по таким дорогам?
Он был просто потрясён, узнав, что эта так называемая «автострада» — единственная дорога, соединяющая столицу Астану с мегаполисом Алматы
Он сказал также, что степные дороги (направления, которые, к счастью, не имеют к вашему комитету никакого отношения) много лучше и безопаснее этой «автострады»…
Вот я и думаю: почему из тех денег, что я плачу в виде налогов, содержат и ваш комитет? И, кстати, не пора ли его (комитет) переименовать из «Комитета автодорог…» в «Комитет автонаправлений»?
Ну и второй обещанный эпизод. Кое-кому есть и польза от этой «автострады» (здесь я имею ввиду не только турфирмы, специализирующиеся на зарубежном туризме). Примерно в 2-3-х километрах от разбитого бездорожья у обочины какой-то находчивый мужичок открыл шиномонтажную мастерскую.
Он реставрирует резину, прокатывает диски, меняет колёса и просит передать вам, Мереке Кудайбергенович, большой привет и сердечное спасибо!
Да, он так и сказал: «Пока у руля Комитета стоит г-н Пшембаев, я без работы не останусь!». Кстати, ежедневно к нему заезжают не менее 10 -20 клиентов.
P.S. Да, чуть не забыл… На обратном пути и я, водитель с почти 40-летнем стажем, умудрился всё-таки «зацепить» краешком диска правого переднего колеса одну из ваших ям и … немного помял диск. Компенсацию за материальный и моральный ущерб требовать с вас стесняюсь, так как надеюсь, что после опубликования в интернете моего письма у вас и без меня будет достаточно проблем…», — заканчивает свое послание Александр Головинский.
Проблема автострады Алматы-Астана уже не раз поднималась даже на парламентском уровне. В 2015 году депутат мажилиса РК Мейрам Бегентаев вместе с семьей совершил путешествие по Казахстану на автодоме. Вот одно его наблюдение и фото.
«На пути довольно часто попадался, продавленный тяжелым транспортом, еще довольно новый асфальт. Это возможно по двум причинам: либо некачественное дорожное покрытие, либо проморгала транспортная инспекция, выпустив на трассу китайские 40-тонники с нагрузкой на ось свыше 25 тонн. Насколько я знаю, они предназначены для работы в карьерах.
Перевозя грузы на трассах, которые их не выдерживают, мы сами же плюем в свою тарелку
Одной рукой делаем, другой тут же разрушаем».
Добавим, что позже Мейрам Бегентаев направил на имя премьер-министра РК депутатский запрос.
«Туристская отрасль является одной из крупнейших и динамично развивающихся отраслей в мире. По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), по итогам 2013 года, сфера туризма формирует 9% мирового ВВП и 6% мирового экспорта, каждое 11 рабочее место создается в сфере туризма. Однако Казахстан на мировой карте туризма не входит в число развитых стран», — с горечью написал мажилисмен.
После запроса прошел год. Ничего не изменилось…