К активным формам протеста готов каждый шестой мигрант в Алматы.
Более полутора миллиона человек, живущих в южной столице Казахстана, — мигранты из других регионов страны. Такие цифры приводят ученые КИСИ при президенте РК Мадина Нургалиева и Юрий Булуктаев в своей работе «Внутренняя миграция в Алматы: влияние на социоконфликтный потенциал».
По официальным данным, сегодня в Алматы 50,7% жителей — внутренние мигранты. Но фактически их значительно больше, потому что не все проходят регистрацию. По мнению Мадины Нургалиевой и Юрия Булуктаева, удельный вес внутренних мигрантов превышает 70% в структуре горожан (цифры основаны на данных миграционной полиции о численности населения Алматы).
В тройку регионов — поставщиков мигрантов входят южные направления — Южно-Казахстанская (21,8%), Жамбылская (14,8%) и Алматинская (13,4%) области
Практически все мигранты являются этническими казахами. Преобладающее большинство участников опроса позиционируют себя как верующие люди: мусульмане — 88,8%, христиане — 9,6%
В настоящее время учет внутренних мигрантов опирается на данные регистрации, проводимой органами МВД РК. Однако как показывают опросы мигрантов, практически половина из них живет без регистрации. Это свидетельствует об искаженности существующих официальных статистических данных — подсчитать всех мигрантов невозможно.
Миграция может быть «возвратной» и «безвозвратной». Возвратная миграция делится на виды по продолжительности пребывания в местах въезда:
Специфика таких перемещений состоит в том, что при этом не происходит смены места жительства. Видимо, поэтому экс-аким Алматы Ахметжан Есимов приводил преуменьшенные цифры миграции, говоря, что «в городе проживают 287 000 иностранных и иногородних горожан. Из них казахстанцев — 247 000».
В контексте миграции
проблемными вопросами Алматы являются перенаселенность и физическая загруженность, ухудшение природной среды, высокий уровень безработицы в среде внутренних мигрантов
Совершенно очевидно, что сегодняшняя миграционная ситуация имеет опасные тенденции, ведь с ростом народонаселения нагрузка на социальную инфраструктуру становится чрезмерной, обостряется криминогенная ситуация.
Люди едут в Алматы, убегая от бедности. Согласно официальным статистическим данным, в 2015 году в сельской местности доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, превысила долю населения, имеющего такие же доходы в городах более чем в 3,8 раза. Разница составила 4,6%, или 346,8 тыс. человек.
Наибольшая доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, приходится на ЮКО (5,3%) и СКО (3,4%), наименьшая отмечается в Астане (0,4%) и Алматы (0,7%)
11 регионов из 16 имеют отрицательное сальдо внутренней миграции, положительное — только в 5 регионах (Астана, Алматы, Мангистауская, Алматинская и Атырауская области).
Низкий уровень жизни, который рождает внутреннее движение населения, это
Бурный рост численности мигрантов чреват многими последствиями. В демографии существует такое понятие как «мальтузианская ловушка». Это значит, что
рост населения в каком-то конкретном городе (например, в Алматы), выявляет опасный разрыв между возрастающим населением и наличными ресурсами,
между возросшими потребностями горожан и способностью удовлетворить их. Все это обычно приводит к социальным катаклизмам.
Еще в 2008 году начальник ДВД Алматы Ерлан Тургумбаев заявлял, что
больше половины преступлений в Алматы совершается нелегальными мигрантами,
большинство из которых приехали на заработки из южных регионов Казахстана. Такого же мнения придерживался и экс-градоначальник Алматы Ахметжан Есимов. В 2010 году он сказал: «Нерегулируемый приток иногородних граждан создает определенные сложности и негативно сказывается на инфраструктуре города, ведет к росту безработицы, социальной напряженности. Отсутствие у приезжих средств к существованию и места жительства в Алматы способствует обострению криминогенной ситуации».
С другой стороны, в Алматы переезжают и самые предприимчивые. Исследование Мадины Нургалиевой и Юрия Булуктаева выявило:
значительная доля мигрантов — не жертвы, а успешные люди, большая часть переселенцев имеет среднее и высшее образование
Успешность сопровождает их как до отъезда, так и по прибытии в Южную столицу. Они были успешны в своих селах и областных центрах. Добились успеха и в Алматы.
По данным социологического опроса внутренних мигрантов в Алматы, проведенного Институтом международного и регионального сотрудничества КНУ в июле 2015 года,
87% опрошенных мигрантов чувствуют себя в безопасности, опасения испытывают в совокупности 13% респондентов
Фиксируется четкая зависимость между уровнем доходов респондентов и их оценкой внутренней безопасности: чем благоприятнее материальное положение опрошенных мигрантов, тем выше их ощущение внутренней безопасности за себя и свою семью.
На те или иные неурядицы мигранты готовы ответить социальным протестом. Примерно
каждый шестой респондент (16,9%) готов в той или иной степени оказать активную поддержку и принять участие («да, безусловно, активно поддержу своим участием» и «мое участие будет зависеть от конкретной ситуации») в протестных акциях
При этом к «жестким» формам протеста («выйти на митинг», «участвовать в пикетах», «объявить голодовку», «взять оружие и выйти на баррикады») в совокупности готовы лишь 2,6% респондентов (по самым скромным оценкам, от 30 до 50 тысяч человек).
«Приезжие всего добиваются, потому что у них нет задней скорости» — Иван Бреусов