«Бардак! Помойка! Хамство» — самые типичные отзывы об отдыхе на озере Балхаш.
В 2008 году в Карагандинской области был разработан «Проект детальной планировки развития прибрежной зоны озера Балхаш». Провели первый (и последний) региональный туристический форум «Балхаш-Туризм». «Балхашский регион ждет своего звездного часа! От того, как будет заложен фундамент, зависит будущее туристической отрасли в Северном Прибалхашье», — с гордостью заявили участники форума.
Но фундамент, видимо, заложить не удалось.
Прошло восемь лет, а отдых на уникальном озере по-прежнему является экстремальным развлечением
О том, почему Балхашу никогда не стать «второй Анталией», размышляет казахстанский эксперт по туризму Наталья Стукалова.
— Меня как специалиста в области внутреннего туризма всегда веселят заявления о том, что в скором времени Балхаш сделают курортной зоной, и будет тут просто «Мекка туризма».
На предвыборных кампаниях чуть ли не каждый второй кандидат обещает, что скоро у нас возникнет курорт высшего разряда
На мой вопрос — каким образом и как — никто, увы, ответить не смог. На мой взгляд, все упирается в пять «фатальных» причин.
Одна из главных причин — короткий курортный сезон. Чтобы зарабатывать на туризме как положено, курортный сезон должен длиться хотя бы полгода. А желательно — девять-десять месяцев, как в Турции.
— Для зимних видов туризма у нас нет предпосылок. Летний сезон длится буквально пару месяцев, ну три, если повезет, — рассказывает Наталья Стукалова. — А в туризме есть своя специфика. Если вы не продали номер в гостинице, это убыток только ваш, его никто не возместит. Это не кофточка, которую можно сбыть в следующем сезоне и вернуть своё. Поэтому
наши предприниматели гнут нереальные цены на проживание в спартанских условиях — ведь им так нужно успеть заработать!
Потому что впереди — почти год «простоя».
Еще одна извечная беда — транспортная инфраструктура. Автодороги как были разбитыми, так и остались. А замены автомобильному транспорту фактически нет.
— Работая в прошлом году в гостинице, я объясняла нашей гостье из Франции, что
добраться до Алматы из Балхаша можно лишь на автобусе или такси,
— продолжает эксперт по туризму. — На все ее вопросы вроде: «А самолетом? А арендованной машиной? А поездом?» я «утвердительно» отвечала: «Нет!» Мне было вполне понятно желание девушки избежать поездки на наших междугородних автобусах («Берегите зубы!» — кто ездил, тот поймет). Увы, мы живем не в Европе… Там за три часа на скоростном поезде из страны в страну можно добраться. А у нас положение таково, что скоростного нет ничего. Слава богу, хоть авиарейс недавно запустили. Какой-то прогресс…
Если вы почитаете на разных форумах отзывы об отдыхе на Балхаше, то увидите одну и ту же характеристику: «Глобальное несоответствие цены и качества обслуживания». Если это достаточно дорогая зона отдыха, то какой-никакой сервис, конечно, будет, зато с собой ничего нельзя привозить — ни еду, ни напитки. То есть «покупай только у нас и за немыслимые деньги». Если же зона отдыха подешевле, то сервис отсутствует начисто.
— Проживание — вообще бесконечно печальная тема, — рассказывает Наталья Стукалова. — Там, где недорого — жить невозможно. Там, где жить возможно — невозможно дорого. Больше всего раздражает, что
в погоне за заработком бизнесмены строят свои «базы отдыха» по принципу «тяп-ляп»
Лишь бы ОНО стояло! В результате возникают эти немыслимые вагонно-контейнерные «номера» с удобствами на улице и без удобств на пляже. Это просто неуважение к гостю. А ведь за те цены, что просят владельцы «халуп отдыха», можно запросто жить в комфортабельных гостиницах за рубежом. Нам пора законодательно прекратить постройку этих чудовищ и ориентироваться на современные стандарты курортных гостиниц. Только тогда можно быть конкурентоспособными.
— Первое впечатление клиента от гостиницы начинается при регистрации, — продолжает рассказ Наталья. — Сказать, что у нас в балхашских гостиницах и домах отдыха работает неквалифицированный персонал, значит не сказать ничего! Оно и понятно, работа сезонная. Какой сотрудник будет ждать девять месяцев новый сезон?
Но даже для тех, кто обучается в колледжах и вузах по специальностям «Туризм», «Гостиничное дело» — «света в конце тоннеля» нет. У нас выпускаются бесхозные специалисты. Я последние два года работаю в колледже и могу сказать, что удивлению моему не было предела, когда я узнала, что
студенты туристских специальностей проходят производственную практику… в музее и библиотеке
Получая диплом, будущий «специалист» в глаза не видел гостиницу и понятия не имеет, что и как там устроено!
Как-то я организовала практику в одной из гостиниц города. Но, связавшись с директором еще одного отеля, долго кормилась его «завтраками» на тему встречи и приема практикантов. В итоге результат был нулевой. Мне непонятно — неужели нет заинтересованности у руководства наших гостиниц в квалифицированном персонале? Взяв практикантов, вы сами же обучите их «под себя», а после получения диплома к вам придет «ваш» готовый специалист. Вместо этого, закончив обучение, ребята идут работать торговыми представителями, кредитными агентами и так далее. Обидно…
Еще одна «балхашская беда» — это мусор на пляжах и берегах озера. В 2015 году депутат мажилиса РК Мейрам Бегентаев вместе с семьей совершил путешествие на автодоме на Балхаш. Вот его наблюдения:
Обосновались дикарями на берегу Балхаша и долго расчищали от мусора место стоянки…
Говорят, на берегу собрали штук сто бутылок из-под пива, расстрелянные из какого-то оружия (это на пляже-то, жесть!!!) Мне было очень стыдно за страну…».
— Мусорка у нас везде! — подтверждает и Наталья Стукалова. — Повсюду мусор! И дело уже даже не в том, что люди не убирают за собой. Понятно, они на отдыхе. Расслабляются и позволяют себе оставить мусор. Но дело еще и в том, что у нас нет ответственных за пляжи, уборкой мусора никто не хочется заниматься.
А есть другой вид мусорного беспорядка. Скажем, за въезд на общественный пляж в Торангалыке берут 200 тенге. Но посмотрите, какой «уровень бардака» творится возле этого пляжа! Там сотни людей, которые пьют пиво и едят арбузы. А вот общественного туалета нет ни одного. Так
неужели на собранные деньги нельзя отстроить туалет и нанять уборщика?
Это же элементарно…
Самое грустное, что государство не принимает в благоустройстве балхашских зон отдыха ровно никакого участия. Все в руках частников. А они думают лишь о сиюминутном заработке, работая про принципу «и так сойдёт — ездили и будут ездить».
$1,5 млрд потратил Казахстан, чтобы о нем «узнали» столько же, сколько о Кабо-Верди