Нестабильные цены на нефть вынуждают казахстанский фонд благосостояния приостановить продажу активов.
«Крушение цен на нефть подтолкнуло Казахстан к вероятно крупнейшей волне приватизации в своей истории. Однако его фонд благосостояния теперь готов ждать благоприятного момента, когда можно будет воспользоваться ростом цен на нефть.
«Самрук-Казына», чьи активы составляют более 64 млрд долларов США, не спешит начинать процесс, ожидая, пока цены на нефть не восстановятся, а Россия – ключевой торговый партнер – не преодолеет спад
Вот почему теперь, по мнению фонда, 2018 год является более благоприятным периодом для ранее объявленного первичного публичного размещения акций (IPO) по сравнению с ранее намеченным 2017 годом», – сказала во вторник в своем интервью в Сингапуре Балжит Каур Грюал, управляющий директор по стратегии и портфелю активов фонда.
Через два года – а к этому времени мы уже будем готовы перейти к первичному публичному размещению – цены на нефть поднимутся,
спрос на сырьевые товары возрастет, а для нас это будет благоприятный период для оценки наших активов и выхода рынок», – утверждает Грюал.
Крупнейший производитель электроэнергии в Центральной Азии сейчас модернизирует экономику, которой угрожает первое с 1998 года сокращение на фоне крушения цен на нефть. Нурсултан Назарбаев требует проведения обширной модернизации, в том числе приватизации всех государственных компаний для привлечения инвестиций и восстановления роста.
«Подготовка к IPO является достаточно сложным процессом, который продолжается до сих пор и тормозится из-за постоянства низких цен на нефть, которые в свою очередь привели к сокращению дивидендов. При текущем колебании цен на нефть в районе 45 долл США за баррель, что чуть выше среднего показателя в 43 долл США, рассчитанного «Самрук-Казына» на этот год, перспективы теперь кажутся ярче, чем они были несколько месяцев назад. Фонд национального благосостояния прогнозирует торговлю нефтью в следующем году при ценах в коридоре между 45 и 50 долларами США, хотя «рынок может преподнести и приятный сюрприз», – рассказывает Грюал.
«Мы хотим повысить ценность наших компаний. Цель приватизации заключается в максимизации экономического эффекта. Мы хотим достичь экономии за счет роста производства и привлечь инвестиции на рынок», – говорит Грюал.
По словам Грюал, план «Самрук-Казына» заключается в том, чтобы сократить средний процент своего долевого участия в портфеле, состоящем из 216 компаний, с нынешних 70% до 15%. Это должно привести к большому вливанию капитала, но при этом уровень государственного контроля со стороны РК сохранится примерно на среднеазиатском уровне и будет чуть выше европейского.
«Мы преобразовываем компании нашего портфеля из национальных в коммерчески жизнеспособные организации. Мы сократили их размеры — многие из них были раздуты», – сказала Грюал.
«Флагманский перевозчик страны AIR ASTANA, часть которой принадлежит BAE Systems Plc, вероятно, станет первой из семи компаний портфеля, чьи акции будут включены в котировальный список новой казахстанской фондовой биржи, которая откроется в столице Казахстана Астане. Телекоммуникационная компания «Казахтелеком» и урановый производитель «Казатомпром», скорее всего, последуют этому примеру и также выйдут на IPO в 2018 году», – прокомментировала Грюал.
«Это самые яркие бриллианты в нашем портфеле. Другие компании, к примеру, «Казмунайгаз», наша нефтяная компания, наша почтовая компания, наша железнодорожная компания разместят свои акции ближе к концу 2018 года или в начале 2019 года», – делится Грюал.
На фоне подготовки «Казмунайгаза» к IPO государственная энергетическая компания внесла предложение о выкупе акций у миноритариев. Против этого выступили независимые директора компаний, чьи акции размещены на лондонской фондовой бирже, а также некоторые инвесторы, восприняв это как недооценку акций. Грюал отказалась от комментариев относительно того, как неудавшаяся сделка может повлиять на отношение инвесторов к казахстанским государственным компаниям.
«Мы должны быть в состоянии привлечь стратегических инвесторов, которые привносят новые технологии и идеи, а для этого нам нужно осуществить трансформацию этих компаний. Мы должны убедиться в том, что все эти компании имеют жизнеспособные стратегии», – заключила Грюал.
Источник: Bloomberg